Приветствуем Вас на сайте ГКУ "Государственный архив в г. Шадринске"!

Из истории церквей г. Шадринска

Церкви в г. Шадринске располагались таким образом, что в планировочном решении города представляли собой символический крест: Покровская церковь располагалась в географическом центре города, в поперечно-церковной линии застройки, которая брала начало от Собора и завершалась кладбищенской Воскресенской церковью. С обеих сторон в продольном направлении располагались церкви Флоро-Лаврская и Князе-Владимирская. Христианский приоритет оставался за Спасо-Преображенским собором, который являлся местом постоянного пребывания благочинного Шадринского уезда и Николаевской церковью, где служил благочинный города.

На церквях того времени лежала функция нынешних ЗАГСов, в них велись метрические (записи о рождении, бракосочетании, смерти) книги и исповедные ведомости (перепись членов семьи, пришедших на исповедь). Прихожанами церквей являлись купцы, мещане, крестьяне, солдаты.

Церкви всех епархий находились в подчинении Святейшего Синода. Все епархии были поделены на округа. Среди основных в г. Шадринске было 6 церквей, к приходам некоторых из них приписывались другие церкви. Для населения, проповедующего ислам,  существовала Магометанская мечеть.

Владимирская (Князе-Владимирская) церковь в г. Шадринске была построена в 1891 г. из камня стараниями граждан. Церковь являлась однопрестольной, была освящена во имя Святого Равноапостольного Великого князя Владимира и в память 900-летия крещения Руси 11 ноября 1893 г. Находилась в северо-восточной части города на Сенной площади в конце Николаевской улицы (ныне перекресток улиц Степана Разина и Ленина). Изначально представляла собой каменную часовню, позднее по просьбе прихожан была обращена в Князе-Владимирскую церковь. Над главной частью церкви возвышался купол в византийском стиле, в таком же стиле устроена и колокольня в три яруса. В 1906 г. в собственность церкви для священнослужителей перешел двухэтажный полукаменный дом от мещанки М.Я. Париловой. Церковь была приписана к Спасо-Преображенскому собору, входила в состав Екатеринбургской епархии. Приписной церкви, церковно-приходской школы, церковно-приходского попечительства, библиотеки в церкви не было. В 1907 г. церковным старостой был Павел Федоров Аверкиев, священником – Михаил Ксенофонтов Топорков, псаломщиком – Леонтий Валентинов Конев. С 1913 г. церковным старостой был назначен Василий Гаврилов Ксенофонтов.

03 октября 1932 г. на заседании президиума Шадринского городского совета было вынесено постановление о закрытии церквей, в том числе  и Владимирской. Этим же постановлением церковное здание было передано под общежитие студентов профтехникума. Церковь была разобрана в 1946 – 1947 гг.

 
 
 
Полный вид Владимирской церкви, находившейся между улицами Ленина, Октябрьской, Ст. Разина и Уральской, до 1925 г.(Основание: Ф. Р-1069. Оп.1. Д. 2757.)   План Владимирской церкви, 1888 г. (Основание: Ф. 212. Оп. 1. Д. 448. Л. 1.)
     
 
   
Проект каменной ограды с железными решетками при Владимирской церкви в г. Шадринске, 1888 г.(Основание: Ф. 212. Оп. 1. Д. 448. Л. 1.)   Заявление об отводе места на Сенной площади под каменную часовню во имя Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира в честь 900-летия крещения Руси, 1888 г. (Основание: Ф. 212. Оп. 1. Д. 451. Л. 1.)
     
 
   
Заявление об отводе места на Сенной площади под каменную часовню во имя Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира в честь 900-летия крещения Руси, 1888 г. (Основание: Ф. 212. Оп. 1. Д. 451. Л. 1 об.)   Извещение о заложении каменной часовни на Сенной площади во имя Святого Равноапостольного князя Владимира, 1889 г. (Основание: Ф. 212. Оп. 1. Д. 451. Л. 10.)
     
 
   
Заявление строителей-попечителей Шадринскому городскому голове об окончании строительства каменной часовни во имя Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира в честь 900-летия крещения Руси, 1891 г.(Основание: Ф. 473. Оп. 1. Д. 847. Л. 16.)   Заявление строителей-попечителей Шадринскому городскому голове об окончании строительства каменной часовни во имя Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира в честь 900-летия крещения Руси, 1891 г.(Основание: Ф. 473. Оп. 1. Д. 847. Л. 16 об.)
     
 
   
Ведомость Князе-Владимирской церкви в г. Шадринске за 1907 г. (Основание: Ф. 323. Оп. 1. Д. 3. Л. 2.)   Уведомление Управы Шадринскому уездному полицейскому управлению о присвоении церкви, находившейся на Сенной площади, наименования «Владимирской», 1915 г. (Основание: Ф. 473. Оп. 1. Д. 847. Л. 80.)
     

Флоро-Лаврская церковь в г. Шадринске первоначально была построена в 1802 г. на городском кладбище, вблизи Староконной площади, ныне район ул. Гагарина. В 1820 г. из-за ветхости была закрыта. В 1827 г. по Указу Пермской Духовной консистории была построена вновь из дерева, в 1855 г. сгорела.

На месте сгоревшей церкви 29 мая 1860 г. была заложена каменная Флоро-Лаврская церковь, которая получила благословение высокопреосвещеннейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского, была освящена 22 мая 1866 г. Приход Флоро-Лаврской церкви образовался в 1869 г. путем отделения от Спасо-Преображенского собора части города и пригорода: Тарабаевой, Солдатской слободы и Калиничевой.

Позднее, к уже существующему одноэтажному зданию с каменной колокольней и оградой, были заложены в честь мучеников Флора и Лавра придельные храмы: 30 сентября 1873 г. на южной стороне в честь Казанской Божьей матери и 20 апреля 1874 г. на северной – во имя Святых Равноапостольных Константина и Елены, в 1877 г. освящены преосвященным Модестом, епископом екатеринбургским.

Колокольня в 1882 г. была устроена усердием купца Василия Галактионова Шахматова. Внутри храм обустраивался на средства купцов Шахматова и Донских.

Первым священником с 17 марта 1869 г. по июнь 1887 г. был Александр Кенсоринов Архипов, с 11 июня 1887 г. – Дмитрий Григорьевич Троицкий. 23 сентября 1904 г. на вторую открывшуюся штатную вакансию священника был определен Дмитрий Николаевич Словцов. С 1912 г. священником являлся Иоанн Павлов Суставов.

Дьяконами и псаломщиками в разное время были: Александр Оранский, Александр Деронович, Иоанн Павлов, Апполоний Боголепов, Иоанн Матвеев.

В 1887 г. при церкви было открыто Приходское попечительство, председателем являлся мещанин В.Т. Гусев.

В 1892 г. была открыта женская церковно-приходская школа, она помещалась в отдельном здании, выстроенном в 1903 г. на частные пожертвования. При церкви имелась библиотека.

Со дня основания по 1885 г. Флоро-Лаврская церковь входила в состав Пермской епархии, затем до 1919 г. – Екатеринбургской епархии.

В соответствии с постановлением Президиума Шадринского городского совета от 03 октября 1932 г. «О закрытии церквей», церковное здание было передано зерносовхозу под механические мастерские.

22 сентября 1936 г. Президиумом городского совета было вынесено постановление о передаче здания Флоро-Лаврской церкви Шадринскому заводу им. 2-й пятилетки безвозмездно. В этом же году здание церкви было разобрано «под кирпич» для нужд завода.

 
Фото Флоро-Лаврской церкви, март 1924 г. (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 2728. Л. 1.)   Фото Флоро-Лаврской церкви. Западный вид, март 1924 г. (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 2729. Л. 1.)
     
 
Ведомость Флоро-Лаврской церкви в г. Шадринске за 1880 г. (Основание: Ф. 321. Оп. 1. Д. 19. Л. 1.)   Ведомость Флоро-Лаврской церкви в г. Шадринске за 1880 г. (Основание: Ф. 321. Оп. 1. Д. 19. Л. 1 об.)
     
 
Летопись Флоро-Лаврской церкви в г. Шадринске за 1887 г. (Основание: Ф. 321. Оп. 1. Д. 34. Л. 1.)   Летопись Флоро-Лаврской церкви в г. Шадринске за 1887 г. (Основание: Ф. 321. Оп. 1. Д. 34. Л. 1 об.)
     
 
   
Летопись Флоро-Лаврской церкви в г. Шадринске за 1887 г. (Основание: Ф. 321. Оп. 1. Д. 34. Л. 2.)    

Николаевская церковь в г. Шадринске была построена в 1788 г. В 1792 г. разобрана и перенесена за город на кладбище, где она была освящена во имя Святых мучеников Флора и Лавра, а на ее месте в 1793 г. заложена новая каменная двухэтажная церковь с надворными постройками. Строительство было закончено в 1796 г. 

В 1799 г. построен нижний храм и освящен в честь Святого Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, в 1802 г. – верхний храм, освящен в честь рождества Пресвятой Богородицы. В 1845 г. заложены с южной и северной сторон каменные двухэтажные приделы. Нижний храм на южной стороне  освящен в честь рождества Святого Иоанна Крестителя, верхний – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, нижний храм на северной стороне – в честь Святого Пророка Божия Ильи.

До 1800 г. Николаевская церковь относилась к Тобольской епархии, с 1800 г. – к Пермской, с 1885 г. – к Екатеринбургской, с 1993 г. – к Курганской.

В 1884 г. священником церкви был Павел Александрович Писарев, с 1886 г. – Иван Петрович Куликов, с 1904 г. – Петр Иванович Попов, долгое время, с 1880 г. и вплоть до революции 1917 г. – Сергей Валентинович Конев. С 01 июля 1884 г. по 1887 г. священником Николевской церкви был известный математик Иван Михеевич Первушин.

Приход Николаевской церкви состоял из жителей д. Хлызовой и д. Погорелки. Число прихожан достигало 1550 человек.

В 1903 г. при церкви были открыты две церковно-приходские школы, одна из них находилась около церкви, а вторая – в д. Погорелка. Также при церкви была духовная библиотека, которая насчитывала более 530 книг.

В 1908 г. Николаевской церкви была приписана Скорбященская церковь при Шадринской тюрьме, построенная в 1903 г. на средства благотворителей, освящена 04 февраля 1904 г. в честь Божией Матери «Всех скорбящих радости».

В 1932 г. Николаевская церковь была закрыта и отремонтирована под общежитие педагогического техникума. Позднее, в разное время в здании церкви располагались мастерские зерносовхоза, в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. – Московское политическое училище, школа младшего комсостава, после войны – автомеханический техникум.

Согласно вынесенному решению Исполнительным комитетом Шадринского городского совета народных депутатов от 08 июля 1991 г., Николаевская церковь от хозрасчетного ремонтно-реставрационного участка была передана общине верующих. 19 декабря 1991 г. церковь вновь была открыта для верующих.

По Николаевской церкви в городе были названы две улицы: Николаевская, в настоящее время – ул. Ленина и Церковная, ныне – ул. Розы Люксембург. 

 
Фото Николаевской церкви с юга. ул. Набережная, до 1917 г. (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 2391. Л. 1.)   Фото Николаевской церкви. Северный вид, до 1925 г. (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 2751. Л. 1.)
     
 
Фото Николаевской церкви в пасхальные праздники в электогирляндах, до 1917 г. (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 2402. Л. 1.)   Фото Шадринской тюрьмы (белое здание), до 1917 г. (Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 2383. Л. 1.)
     
 
Ведомость Николаевской церкви в г. Шадринске за 1866 г. (Основание: Ф. 301. Оп. 1. Д. 36. Л. 24.)   Ведомость Николаевской церкви в г. Шадринске за 1866 г. (Основание: Ф. 301. Оп. 1. Д. 36. Л. 24 об.)
     
 
Ведомость Скорбященской церкви при Шадринской тюрьме, освященной в честь Божией Матери «Всех скорбящих радости» за 1907 г. (Основание: Ф. 321. Оп. 1. Д. 43. Л. 1.)   Решение Исполнительного комитета Шадринского городского Совета народных депутатов № 191 от 08.07.1991 «О передаче Никольской (Николаевской) церкви (Основание: Ф. Р-647. Оп. 9. Д. 1077. Л. 84.)

Покровская церковь в г. Шадринске была заложена 28 апреля 1867 г., располагалась на Торговой площади, ныне район стадиона. Долгое время она стояла недостроенной. С 1892 г. строительством стал заниматься купец Александр Алексеевич Лещев, в 1897 г. постройка была окончена. Здание церкви было каменным, с такой же колокольней, обнесенная каменной с железными решетками оградою. Церковь являлась трехпрестольной: средний главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 26 мая 1897 г., южный – в воспоминание и славу Вознесения Господня, освящен 24 июня 1900 г. и северный – во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, освящен 25 ноября 1901 г.

Приход Покровской церкви образовался в 1899 г. В первое время после освящения до открытия прихода она была приписана к Николаевской церкви, а затем к Спасо-Преображенскому собору. В приходе церкви имелось две каменные часовни. Первая – во имя Святого Алексея Митрополита Московского, располагавшаяся в черте церковной ограды. Вторая – во славу Вознесения Господня, находившаяся в д. Ключи Шадринского уезда. Приписной церкви в приходе не было.

Священником церкви с 14 декабря 1899 г. являлся Леонид Афанасиев Золотавин, псаломщиком, дьяконом с 01 января 1905 г. – Василий Иоаннов Коровин, с 1911 г. священником стал Сергей Василиев Стахиев, церковный староста с 1913 г. – Александр Прокопьевич Буянов.

Со дня основания по 1919 г. церковь входила в состав Екатеринбургской епархии.

30 декабря 1927  г. Покровская церковь была закрыта. В феврале 1928 г. все недвижимое имущество передано в распоряжение Шадринского отдела народного образования для использования под культурно-просветительные цели. С 1937 г. здание церкви стали разбирать «под кирпич».

 
Фото Покровской церкви. По отношению к строениям 1980-х гг. находилась между сквером Победы и кинотеатру Родина ближе к стадиону Торпедо, до 1925 г. (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 2759. Л. 1.)   Фото Покровской церкви на Хлебной площади, 1924 г. (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 2731. Л. 1.)
     
 
Ведомость Покровской церкви в г. Шадринске за 1907 г. (Основание: Ф. 321. Оп. 1. Д. 43. Л. 12.)   Акт от 30.12. 1927 «О закрытии молитвенного храма, именуемый в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Основание: Ф. Р-219. Оп. 1. Д. 37. Л. 59.)
     
 
   
Протокол заседания Президиума Шадринского городского Совета № 34 от 07 февраля 1928 г. «О закрытии молитвенного дома (Покрова Пресвятой Богородицы) (Основание: Ф. Р-209. Оп. 1. Д. 398. Л. 62 об.)    

Свято-Троицкая единоверческая церковь в г. Шадринске была основана в 1834 г. Единоверческий приход в г. Шадринске был открыт еще в 1832 г., образовавшийся из переселившихся в город единоверцев, которые до 1839 г. обращались в единоверческую церковь в г. Екатеринбурге, а после в с. Сосновское.

С 1839 г. церковь находилась на ул. Николаевской (ныне ул. Ленина, во дворе детского сада «Солнышко»), у церкви было кладбище, где располагалась Александро-Невская часовня.

Священнослужителями в разное время были: Ефимий Лодыжников (до 1898 г.), Иоанн Евфимьев Поползухин, псаломщик Георгий Иоаннов Дерягин, в 1916 – 1917 гг. церковным старостой значился Сергей Трофимович Юкляевских. Количество прихожан составляло 958 человек из 6 деревень: Тюрикова, Деулина, Коврига, Воробьева, Хлызова, Погорельская. Среди прихожан были именитые шадринские купцы Юкляевских и Ночвины.

В 1830-е годы и по 1855 г. Свято-Троицкая церковь входила в состав Пермской епархии, в дальнейшем, до 1919 г. относилась к Екатеринбургской епархии.

В марте 1933 г. по просьбе общины верующих о передаче в распоряжение городского совета здания и имущества Свято-Троицкой церкви вышло постановление Президиума Шадринского городского совета об удовлетворении просьбы верующих и расторжении договора. В постановлении Малого Президиума Уральского областного исполнительного комитета № 6686 от 17.12.1933 г. говорилось о закрытии церкви в связи с отказом верующих от нее.

Свято-Троицкая единоверческая церковь была разобрана в 1964 г. 

 
Фото Свято-Троицкой единоверческой церкви. Восточный вид, апрель 1924 г. (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 2727. Л. 1.)   Определение присутствия городской управы о необходимости составления плана и описания усадьбы Свято-Троицкой единоверческой церкви, 1893 г. (Основание: Ф. 473. Оп. 1. Д. 1022. Л. 43.)
     
 
Определение присутствия городской управы о необходимости составления плана и описания усадьбы Свято-Троицкой единоверческой церкви, 1893 г. (Основание: Ф. 473. Оп. 1. Д. 1022. Л. 43 об.)   План усадебного места Свято-Троицкой единоверческой церкви, 1893 г. (Основание: Ф. 473. Оп. 1. Д. 1022. Л. 46.)
     
 
Протокол внеочередного заседания Президиума Шадринского городского Совета от 05 марта 1933 г. «О заявлении общины верующих об отказе от содержания и передаче городскому Советы здания Свято-Троицкой единоверческой церкви и имущества»(Основание: Ф. Р-647. Оп. 7. Д. 16. Л. 40.)   Выписка из протокола № 6 заседания Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов при Президиуме Уралоблисполкома от 9 декабря 1933 г. «О закрытии Троицкой церкви г. Шадринска»(Основание: Ф. Р-647. Оп. 1. Д. 311. Л. 44.)

Спасо-Преображенский собор в г. Шадринске был заложен в 1771 г. стараниями прихожан, с благословения Тобольского епископа во имя Святого Архистратига Михаила, закончилось строительство в 1777 г. Собор являлся трехпрестольным: 1-й – в главном храме во имя Преображения Господня, 2-й – в южном приделе во имя Архистратига Божия Михаила, 3-й – в северном приделе во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Среди приписных церквей значились: кладбищенская – Воскресенская и Покровская на хлебной площади, с 1891 г. по 1907 г. – Князе-Владимирская. Воскресенская кладбищенская церковь была построена стараниями прихожан в 1879 г., являлась однопрестольной – во имя Воскресения Христова, была освящена 09 ноября 1880 г. Церковным старостой был шадринский купец Алексей Михайлович Анчугов. В 1930 – 1940 гг. в здании церкви располагался архив В.П. Бирюкова. Воскресенская церковь была вновь открыта 11 мая 1946 г., до 1990-х годов она являлась единственной действующей церковью в г. Шадринске.

Имелись каменные часовни: в г. Шадринске Спасо-Преображенская, построенная в 1836 г.; Владимирская – в память 900-летия крещения Руси, постройка была окончена в 1891 г.; в д. Осеевой – во имя Казанской Божией Матери; в д. Бакальской деревянная – во имя Покрова Божией Матери; в д. Мыльниковой – Антониевская и в д. Кайгородовой – Николаевская.

До 1799 г. Спасо-Преображенский собор входил в Тобольскую епархию, с 1800 г.  – в Пермскую, с 1885 г. – в Екатеринбургскую.

К приходу Собора были приписаны следующие села и деревни: Бакалда, Ершова, Осеева, Осокина, Мыльникова, Кайгородова, Ганина, Хлызова, Погорелка, Туманова, Плеханово, Полевское. В ведомости о церкви за 1852 г. и 1866 г. прихожанами дополнительно значились жители дд. Погадайской, Зевакиной, Ельничной, Пашковой, Комарийской, Воробьевой.

В советское время Собор избежал разрушения, но, как и все остальные церкви, был закрыт постановлением Президиума Шадринского районного исполнительного комитета № 204 от 30 октября 1933 г. в связи с тем, что изношенность Собора составила 90% и служба в соборе не велась с 1931 г.

04 сентября 1989 г. горисполкомом было принято решение № 265 о передаче здания Спасо-Преображенского собора вновь созданной религиозной общине Русской православной церкви в г. Шадринске. С этого времени возобновилась служба.

По решению религиозной общины 1993 г. Собор вошел в состав Русской зарубежной православной церкви Суздальской епархии. Спустя два года, на основании свидетельства № 129 от 15 ноября 1995 г., выданным Епископом Евтихием, Собор вошел в состав Ишимско-Сибирской епархии.

В городе две улицы были названы по Собору: ул. Преображенская – по главному престолу храма, в честь Преображения Господня, в настоящее время – ул. Пионерская и ул. Петропавловская – по северному приделу храма в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, ныне – ул. Карла Маркса.

В архивном фонде Спасо-Преображенского собора в г. Шадринске на хранении имеется Священное Евангелие, в котором изложена жизнь Иисуса Христа.

 
Фото Спасо-Преображенского собора в г. Шадринске со стороны центрального входа, до 1917 г. (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 2745. Л. 1)   Фото вида на Спасо-Преображенский собор с моста, до 1917 г. (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 2744. Л. 1.)
     
 
Фото протоиерея Шадринского Спасо-Преображенского собора С.Г. Троицкого, 1919 г. (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 2255. Л. 1.)   Фото хора Спасо-Преображенского собора, 09.04.1906 (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 798. Л. 1.)
     
 
Фото Воскресенской церкви, 1964 г. (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 5027. Л. 1.)   Ведомость Спасо-Преображенского собора в г. Шадринске за 1866 г. (Основание: Ф. 301. Оп. 1. Д. 36. Л. 1а.)
     
 
Ведомость Спасо-Преображенского собора в г. Шадринске за 1866 г. (Основание: Ф. 301. Оп. 1. Д. 36. Л. 1а об.)   Священное Евангелие (Основание: Ф. 301. Оп. 1. Д. 85. Л. 1.)
     
 
Священное Евангелие (Основание: Ф. 301. Оп. 1. Д. 85. Л. 1 об.)   Священное Евангелие (Основание: Ф. 301. Оп. 1. Д. 85. Титульный лист об.)
     
 
Ведомость Воскресенской церкви в г. Шадринске, приписанной к Спасо-Преображенскому собору за 1891 г. (Основание: Ф. 301. Оп. 1. Д. 57. Л. 3.)   Ведомость Воскресенской церкви в г. Шадринске, приписанной к Спасо-Преображенскому собору за 1891 г. (Основание: Ф. 301. Оп. 1. Д. 57. Л. 3 об.)
     
 
Акт обследования Шадринского Спасо-Преображенского собора, 1933 г. (Основание: Ф. Р-647. Оп. 7. Д. 16. Л. 158.)   Из протокола заседания Президиума Шадринского городского совета № 15 от 26.04. 1937 г. «О снятии купола с бывшего Собора» (Основание: Ф. Р-647. Оп. 6. Д. 11. Л. 94.)
     
   
Решение исполнительного комитета Шадринского городского Совета народных депутатов № 265 от 04.09.1989 «О передаче Спасо-Преображенского собора» (Основание: Ф. Р-647. Оп. 9. Д. 988. Л. 170.)    

 

Старообрядческая (Австрийская) церковь в г. Шадринске была открыта после 1906 г., находилась на углу улиц Михайловской и 4-го Уральского полка. Церковь принадлежала старообрядцам-беспоповцам, которые молились без священников. Во время Первой мировой войны 1914 – 1918 гг., когда г. Шадринск стал прибежищем многих тысяч военнопленных, исповедующих католицизм, город отдал им Старообрядческую церковь. Отсюда второе название церкви – Австрийская. 

Фото Старообрядческой (Австрийской) церкви, до 1917 г. (Основание: Ф. Р-1069. Оп. 1. Д. 2789. Л. 1.)

Магометанская мечеть в г. Шадринске. В метрических книгах мечетей, в отличие от церквей, помимо записей о рождении, бракосочетании, умерших, включались также и записи о бракоразводах. Записи в метрических книгах производились имамами и муллами мечетей, как правило, старо-татарской письменностью на основе арабской графики. Точное место нахождения мечети не известно.

 
Метрическая книга мечети на 1910 г. (Основание: Ф. 649. Оп. 1. Д. 1. Л. 30.)   Записи метрической книги мечети на 1912 г. о бракоразводах (Основание: Ф. 649. Оп. 1. Д. 1. Л. 31 об.)
     
   
Первая часть метрической книги мечети на 1912 г. о родившихся (Основание: Ф. 649. Оп. 1. Д. 1. Л. 43 об.)    

С приходом Советской власти установился контроль над деятельностью церквей. С выходом декрета Совета Народных Депутатов от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все церкви были лишены прав юридического лица. Для ведения записей актов гражданского состояния создавались ЗАГСы.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов началась политика государства на разрушение церквей.

 
Заключение по обслуживанию 4-х церквей в г. Шадринске, 1930 г. (Основание: Ф. Ф. Р-647. Оп. 1. Д. 160. Л. 5.)   Из протокола заседания Президиума городского Совета Рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов № 68 от 05 марта 1930 г. «О запрещении колокольного звона и снятии колоколов» (Основание: Ф. Р-647. Оп. 1. Д. 160. Л. 1об.)
     
 
Выписка из протокола заседания Президиума Шадринского городского Совета № 24 от 03.10.1932 «О закрытии церквей в г. Шадринске» (Основание: Ф. Р-647. Оп. 7. Д. 20. Л. 37.)   Выписка из протокола заседания Президиума Шадринского городского Совета № 24 от 03.10.1932 «О закрытии церквей в г. Шадринске» (Основание: Ф. Р-647. Оп. 7. Д. 20. Л. 37 об.)
     
   
Список церквей г. Шадринска, назначенных к изъятию (Основание: Ф. Р-647. Оп. 7. Д. 20. Л. 34.)    

На хранении в ГКУ «ГАШ» имеются архивные фонды Владимирской, Николаевской, Покровской, Свято-Троицкой единоверческой, Флоро-Лаврской  церквей и Спасо-Преображенского собора. Среди основных документов – метрические книги, исповедные, клировые ведомости, ведомости о церквях, книги на записку расхода денежных сумм и капиталов, книги для записи прихода. Также имеются указы правительствующего Синода, Пермской духовной консистории.

  •