Приветствуем Вас на сайте ГКУ "Государственный архив в г. Шадринске"!

В 2019 г. исполняется 100 лет со дня образования Шадринского уездного бюро судей, которое в 1920 г. было переименовано в уездное бюро юстиции, а уже в 1922 г. ликвидировано в связи с созданием в РСФСР  органов прокуратуры.

В архивном фонде Шадринского уездного бюро юстиции имеется документ «Сведения для зарегистрирования учреждения Народного Суда», в котором значится: «... Год основания – 5 августа 1919 года. Местонахождение: г. Шадринск, угол Троцкой и Володарской, д. бывш. Конева». [7]

В «Докладе о деятельности бюро народных судов от 25 декабря 1919 г.» говорится: «... В двадцатых числах августа 1919 года Уездный военно-революционный комитет уполномочил Куренкова Александра Григорьевича, Колосова Алексея Михайловича и Чернавина Николая Дмитриевича приступить к немедленной организации Следственного Комитета и Народных Судов в Шадринском уезде...». [1] Названные выше уполномоченные и составили впоследствии административный аппарат бюро юстиции.

Согласно циркуляру Народного комиссариата юстиции РСФСР от 27 августа 1920 г.  [2], уездное бюро являлось помощником в организационных и административных делах Губернского отдела юстиции  и Губернского совета народных судей. Оно объединяло и направляло работу всех органов юстиции в уезде. Состав членов бюро избирался общим собранием народных судей и следователей, председатель утверждался вышестоящими органами.

Основными направлениями деятельности уездного бюро юстиции являлись:

деление уезда на судебные участки, проведение расследований по уголовным и административным делам, наблюдение за деятельностью милиции, народных судей и следователей уезда, контроль за исполнением приговоров по уголовным, гражданским и бракоразводным делам, а так же периодическая  отчетность о проделанной работе  Губернскому отделу юстиции. Уездное бюро юстиции вело подготовительную работу по составлению списков кандидатов на должность народных судей, следователей и судебных исполнителей, а так же предварительное распределение их по участкам.

К 1920 г. в Шадринском уезде функционировало 14 участковых  Народных Судов. В один участок могло входить несколько волостей. Распределение численности населения в каждом из них колебалась от 19 до 36 тысяч человек. Это объяснялось тем, что в некоторых волостях совершалось намного больше тех или иных преступлений, чем в соседних.

Согласно «Докладу о деятельности бюро Народных Судов от 25.12.1919.» [3],            03 сентября 1919 г. были организованы первые два участка нарсудов в г. Шадринске. Народным судьей первого участка Уездным военно-революционным комитетом был назначен тов. Чернавин Н.Д. – коммунист, уже исполнявший обязанности судьи в 1918 г. Второй участок возглавил Куренков А.Г. – юрист по образованию, сторонник Советской власти, служивший в 1918 г. Председателем Революционного трибунала.

04 сентября 1919 г. была организована Уездно - городская следственная комиссия по общеуголовным делам. Председателем в комиссию Шадринской организацией ВКП(б) был выдвинут товарищ Аукштикальнис Георгий Петрович, имеющий практическую подготовку следователя, членом от Профсоюза - Кирпичников Николай Васильевич – коммунист. Вторым членом следственной комиссии  Уездным исполнительным комитетом был назначен Коновалов Александр Николаевич – беспартийный, бывший частный поверенный.

07 сентября 1919 г. был организован третий участок нарсуда, судьей в который был назначен Алексей Михайлович Колосов, в 1918 г.  уже занимавший подобную должность.

Далее Бюро, не имея кандидатов, для утверждения на должность народных судей, обратилось в Волостные исполнительные комитеты с предложением указать достойных и практически подготовленных лиц, на что получило положительный отклик, и организация нарсудов постепенно стала налаживаться. Уже к концу сентября 1919 г. в Шадринске было организовано 10 участковых нарсудов, которые сразу же приступили к осуществлению своей деятельности.

Параллельно с организацией нарсудов, уездное бюро юстиции вело работу по избранию на каждом участке очередных и запасных народных заседателей, для рассмотрения дел по существу. Они избирались из людей, никак не связанных с судебным производством.

15 ноября 1919 г. состоялось первое уездное совещание участковых нарсудов, на котором было постановлено ликвидировать 11 и 12 участки, так как в них входили исключительно башкирские волости, которые к тому времени отошли в Башкирскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, и только две с русским населением. Чтобы не навязывать автономной Башкирии русские суды, было принято решение эти участки упразднить, вопреки отношению Губотюста, в котором было предложено создать в Шадринском уезде 16 судебных участков.

Наряду с развивающейся деятельностью по организации волостных участковых нарсудов, недочетов в работе, ошибок и проблем у бюро  было достаточно много.  Укомплектованность кадрами многих участков была не полной в виду нехватки достойных кандидатов, как на должность судей и следователей, так и рядовых работников канцелярии. Кадровая текучесть была высокой – одни уходили по собственному желанию, других увольняли за несоответствие занимаемой должности. Большое влияние на выбор места работы в бюро юстиции оказывала слабая материальная обеспеченность служащих этого ведомства. Также служащие нарсудов были недовольны отсутствием инструкторов, которые могли бы на местах давать подробные разъяснения по непонятным им вопросам. Но, как указывается в документах, едва ли не самой главной помехой в работе бюро юстиции было почти полное отсутствие снабжения участков канцелярскими принадлежностями  и керосином. Поэтому рабочее время суда, особенно в зимний период, было ограничено лишь дневным светом, что существенно снижало продуктивность работы и повышало загруженность ведомства. [4]

Вследствие всего этого к марту  1921 г. в Шадринском уезде осталось только 10 участковых нарсудов [5], которым было тяжело справляться с рассмотрением непрерывно поступающих дел.  Вышестоящие органы не только не помогали в организации деятельности, но и периодически возлагали все больше обязанностей, высказывали недовольства и высылали новые инструкции. [8]

Председатель бюро юстиции Куренков А.Г. в своем докладе о деятельности нарсуда в Шадринском уезде от 07.11.1920 писал: «...Необходимо установление более тесной связи волостных, уездных и губернских управляющих органов, которые бы могли оказывать нужную помощь и поддержку непосредственно на местах. Кроме того, зная, в чем нуждаются участковые нарсуды, вышестоящие органы могли бы принять более энергичные меры к удовлетворению этих нужд. К тому же, необходимо создание резерва соответствующих работников  путем устройства специальных курсов.

Только приняв все меры к развитию деятельности нарсуда, мы сможем поставить его на должную высоту, когда идея пролетарского правосудия получит должное признание и народ будет воспитан на строго социалистических началах, в каковом деле народные судьи могут сыграть важную роль...». [4]

Спустя два года, 28 мая 1922 г. ВЦИК утвердил положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Наркомюста РСФСР образовался отдел прокуратуры для надзора за соблюдением законов. С созданием прокуратуры значительная часть работы, которая ранее выполнялась губернскими отделами юстиции, отошла к прокурорскому надзору, поэтому с июля 1922 г. Наркомюст РСФСР приступил к ликвидации отделов юстиции, губисполкомов и уездных бюро юстиции.

В выписке из протокола заседания Президиума Екатеринбургского губисполкома от 13.09.1922 № 3, адресованной Шадринскому уездному исполнительному комитету  значится: «... В виду введения прокуратуры считать с 15  сего сентября Губернский отдел юстиции и Убюсты ликвидированными. Ликвидацию провести согласно циркуляру Наркомата от 29 июля сего года за № 66.  Примечание: фактическую ликвидацию Убюстов провести с момента введения прокуратуры в уездах». [6]

Несмотря на то, что бюро юстиции существовало всего три года,  проделанная за это время работа имела большое значение для укрепления значимости судебно-следственного аппарата в уезде. Благодаря людям, стоявшим у истоков правосудия, в настоящее время Министерство юстиции – это многофункциональный правовой орган государственной власти с важными функциями,  полномочиями и стабильной практикой, который играет существенную роль в политической и правовой жизни общества.

  •