Приветствуем Вас на сайте ГКУ "Государственный архив в г. Шадринске"!




Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Во второй половине XIX века  г. Шадринск – значительный промышленный и торговый центр Шадринского уезда, крупный поставщик хлеба для горнозаводского Урала и Европейской части России; складочный пункт сибирского сырья (сала, кож, пера, пуха, щетины, волосу, льна, кудели и пр.), скупаемого на ярмарках: Шадринских (3), Далматовских (2), Катайских (2), Крестовской, Маслянской, Мехонских (6), Мостовских (2),  и др.

После постройки в 1885 г. Екатеринбургско-Тюменской железной дороги торговля г. Шадринска, а также местная промышленность, которая напрямую зависела от сельского хозяйства и была направлена на переработку его продукции, -  сократились.

Купеческому сословию, радеющему не только за свои капиталы, но и за родной город Шадринск, необходимо было срочно принимать меры, чтобы направить потоки товаров из Сибири в европейскую часть России, и обратно, через г. Шадринск. Городским земством было принято решение ходатайствовать перед Правительством о проведении железной дороги.

21 апреля 1887 г. Шадринская Городская Дума постановила: «а) предоставить Правительству в районе городских владений под полотно железной дороги и под вокзал бесплатно землю, б) пожертвовать от города шпал до 5000 штук, и в) на производство технических рекогносцировок дороги отпустить из доходов города  3000 руб.». Шадринское уездное земское собрание изъявило полное свое согласие принять участие в расходах по производству технических рекогносцировок в равном размере с городом.

7 июля 1889 г. нанятому для ходатайства от имени Шадринского Городского общества и Шадринского земства Владиславу Антоновичу Щицинскому Правительством было выдано разрешение на постройку железной дороги от станции Островской до г. Шадринска. Но гражданский инженер выдвинул условия на постройку железнодорожного полотна «настолько тягостные, что самая постройка дороги явилась рискованным предприятием» для шадринских меценатов; в течение периода более трех лет не нашлось капиталистов, которые бы согласились жертвовать миллионами в его пользу. Строительство железной дороги осуществлено не было.

В начале 1890-х гг. возник вопрос о соединении Уральской железной дороги с Транссибирской магистралью. Шадринские купцы усиленно взялись за составление проектов, в которых железная дорога должна была пройти через г. Шадринск.

18 марта 1893 г. для ходатайства пред Правительством о проведении на г. Шадринск железной дороги Городской Думой был выбран купец Александр Алексеевич Лещев.

Александр Алексеевич Лещев родился 23 августа 1858 г. в г. Шадринске. В 1872 г. окончил курс в Шадринском уездном училище. В 1884 г. служил комиссаром городских общественных имуществ, в 1886  - 1889 гг. состоял торговым депутатом, с 1888 по 1892 гг. - гласный городской Управы, с 1888 по 1890 гг. - секретарь Думы, с 1888 по 1892 гг. - торговый депутат, представитель от г. Шадринска в Обществе улучшения народного труда, учрежденного в память царя освободителя Александра II. С 1897 – гласный городской Думы. В 1898 г. был избран «заступающим место Городского Головы, но отказался от исполнения службы».

А.А. Лещев в г. Шадринске владел двумя домами – на ул. Тюфяевской (ныне Советской) и полукаменным двухэтажным домом по ул. Московской (ныне Февральской); лавкой, конторой, кладовыми, землей; с А. Жиряковой организовал  «Торговый дом под фирмою Александр Лещев и Афанасья Жирякова». Торговал хлебом, чаем, сахаром, крупой и др.         

Александр Алексеевич был попечителем городских и уездных заведений: храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, городской Александровской богадельни, Красномыльского и Сухринского сельских народных училищ, Канашского детского приюта  и др. Состоял директором попечительского общества о тюрьмах, пожизненным членом благотворительной комиссии по призрению бедных в г. Шадринске.

22-го марта 1893 г.  Городская Управа поручает А.А. Лещеву «вместе с другими избранными в депутацию лицами, от имени Шадринского городского общества... отбыть в С.Петербург» для ходатайствова «пред всеми Правительственными в Империи учреждениями, высшими должностными и другими, где укажет надобность, лицами, о проведении соединительной ветви железной дороги от станции Островской через город Шадринск до ближайшей станции Сибирской железной дороги между Челябой и Курганом...».

Но первая его поездка в г. Санкт-Петербург была неудачной, ходатайство на постройку железной дороги было отклонено.

К этому времени (1894 г.) была сооружена Великая Сибирская железная дорога. Сельскохозяйственные товары из Курганского и Челябинского уездов стали направляться, минуя г. Шадринск, по железным дорогам, в центральную Россию. Крупные московские, нижегородские и др. фирмы быстрыми темпами перевели свои оптовые базы в районы железных дорог.

12 января 1898 г. «грузоотправителями со станции Мишкино констатируется тот факт, что на означенной станции остается на складе принятого, но не отправленного груза до 1300 вагонов, что составляет около миллиона пудов и кроме того остается до 2500 не принятого на станции груза, который ожидает своей очереди в отдаленном будущем. Подобное скопление хлебных грузов замечается почти на всех станциях, начиная от Кургана по направлению к Челябинску и только на последней станции отправка товарных поездов идет успешнее, так как здесь хлебные грузы идут по двум направлениям: на Урал и в Европейскую Россию...».

Александром Алексеевичем Лещевым направлены многочисленные телеграммы в адрес Пермского Головы и в г. Санкт-Петербург Председателю биржевого комитета А.Я. Прозорову о необходимости постройки линии Мишкино-Шадринск-Островская. 13 августа 1903 г. в Совете Министров было принято решение продолжить дорогу Пермь-Екатеринбург-Курган через г. Шадринск, но из-за военных действий с Японской империй строительство было отложено.

Более 20 лет уполномоченным Думы во главе с А.А. Лещевым пришлось хлопотать перед петербургскими начальниками о подключении города к железнодорожной сети страны.

27 августа 1909 г. в докладной записке Шадринской Городской Думы значится: «Судя по тем данным, что заключаются в отчетах по изысканиям инженера Глезер по лету 1908 г., нужно ждать, что соображения Правительства по вопросу о сооружении железно-дорожной линии между г. Шадринском и станцией Синарской, Пермской железной дороги, будут положительными, Городская Дума тем не менее долгом своим считает просить Правительство именно о благоприятном предрешении вопроса, о внесении ныне же в Государственную роспись 1910 г., в условном порядке, известного кредита по постройке пути Синарская-Шадринск, а  в Государственную Думу, будущей с Октября месяца сессии, внести и самый законопроект о сооружении этого пути на средства казны... с приступом к работам по ней в будущем году». И 22 октября 1910 г. в государственную Думу был внесен законопроект «Об утверждении строительной стоимости железной дороги Синарская - Шадринск». 14 сентября 1911 г. в г. Шадринске были открыты работы по постройке железной дороги Шадринск – Синарская.

В 1911 г. Александр Алексеевич писал в Городскую Думу: «Я с глубокою уверенностию могу в данное время сказать, что у подножия города Шадринска весьма скоро постелется полотно давно желаемой железной дороги, ожидающей населением с нетерпением ¼ века. Очень и очень скоро жители Шадринска от малого возраста до преклонных лет найдут в этой могучей силе, т.е. рельсовом пути, передвижения города  и товаров, что даст им оплот и поддержку, в особенности населению бедному. В настоящее время к нашему неожиданному благополучию дается Шадринску путь тот самый, которого ждать лучше не нужно, это подъездной путь. Следовательно нужно сказать нам, что долготерпение Шадринска будет этим вознаграждено совторицей, так как мы по-прежнему увидим у себя в Шадринске и продавца землепашца и розничного покупателя товара. К нам в Шадринск привезут хлеб и другие сельские продукты гужем, а увезут их от нас во всякое время однообразным тарифом, т.е. все избытки производимого будут у нас, а как купить то и иное и затем сбыть его, шадринца учить нечего, вообще перспектива будущего нашего города даст надежду на улучшение торговли и промышленности...».

25 марта 1913 г. жители г. Шадринска встретили первый поезд, его сопровождал А.А. Лещев. Спустя полгода по линии Шадринск – Синарская установилось временное движение; с 1 ноября установлено движение товарных поездов, а пассажирских - с 1 января 1914 г.

За труды по ходатайству о проведении на город Шадринск железной дороги Александру Алексеевичу присвоено звание «Почетный гражданин города Шадринска».

 Сегодня именем Лещева названа улица г. Шадринска,  на здании вокзала установлена мемориальная доска «А.А. Лещеву – строителю железной дороги», на Воскресенском кладбище в память об Александре Алексеевиче установлена мемориальная плита. Ближайшая железнодорожная станция названа его именем.

Ф.Р-1069, Оп.1, Д.817, Л.1_На открытии железной дороги Лещев А.А., 1913 г. Ф.Р-1069, Оп.1, Д.1262, Л.1_А.А. Лещев

  •