Приветствуем Вас на сайте ГКУ "Государственный архив в г. Шадринске"!




Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

«Шадринский автоагрегатный завод» был создан 5 декабря 1941 года на базе цехов московского завода им. Лихачёва, эвакуированных на Урал вместе с руководящим и инженерным составом, а также рабочими и их семьями. Изначально он носил название «Завод им. И. В. Сталина» (ЗИС), а впоследствии - Шадринский автоагрегатный завод им. И. В. Сталина (ШААЗИС). В 1950-1980-е гг. Шадринский автоагрегатный завод (ШААЗ) являлся градообразующим промышленным предприятием города. Завод сумел сохранить эту роль и в сложные 1990 годы, укрепил её в 2000-е. ШААЗ является одним из предприятий горно-металлургического холдинга УГМК. В 2002 году ОАО «ШААЗ» вступил в международную организацию NARSA (Национальная ассоциация производителей радиаторной продукции).

Из истории создания: «… Согласно решению ГКО от 10.10.1941 часть цехов Московского автозавода им. Сталина и его филиалы – Московский карбюраторный завод и завод вспомогательного оборудования были эвакуированы в г. Шадринск в качестве филиала № 5. Ответственным за эвакуацию был директор Иван Алексеевич Лихачев…Количество приехавших с заводом из Москвы к началу 1942 г. составило 1689 работающих и 2500 членов их семей… Станки размещались на складах и в главном корпусе прядильно-ткацкой фабрики. 5 декабря 1941 г. филиал выделился в самостоятельное предприятие – Шадринский автоагрегатный завод им. Сталина. Эта дата стала днем рождения завода. Новый завод возглавил Леонид Яковлевич Пучков».

В 1941-1945 гг. завод выпускал взрыватели для мин, бронебойные снаряды для противотанковых пушек, карбюраторы, бензонасосы, воздухоочистители, вентиляторы розжига, радиаторы, замки для дверей, деревянные кабины для автомобилей. С 1966 г. - подогреватели, агрегаты для автомобилей КАМАЗ, товары народного потребления.

Из газетных статей за 1980-е гг.: «… Шадринский автоагрегатный завод содержит около 70 тыс. кв. метров жилой площади, построили прекрасный Дворец культуры, профилакторий, загородный лагерь «Салют». У автоагрегатовцев 4 общежития, 5 детских комбинатов на 840 мест, 3 детсада, 8 столовых и 6 буфетов,…Сегодня ШААЗ – надежный партнер практически всех автозаводов страны. Свыше 40 % выпускаемой им продукции аттестовано гос. Знаком качества».

На период 1991 г. «каждый восьмой шадринец работает на автоагрегатном. ШААЗ – это значительная часть благоустроенного жилья в городе, дороги и инженерные коммуникации».

21 августа 1992 г. завод из государственного был преобразован в акционерное общество. К 2000 г. ШААЗ имел среднесписочную численность работающих около 4 тыс. человек.    

Директорами в разные годы были: С. М. Хиронников (1946-1950 гг.), С.А. Елизарьев (1951-1952 гг.), Е.С. Бочкарев (1953-1957 гг.), П.И. Сконечный (1958-1960 гг.), А.И. Рылкин (1960-1982 гг.), В.Г. Весич (1982-1997 гг.), В.С. Колотушкин (1997-2009 гг.), В.А. Охулков (2009-2015 гг.), с 2016 г. — Андрей Николаевич Попов.

В настоящее время завод занимается производством автомобильных агрегатов для грузовых, легковых автомобилей, автобусов, тепловозов и дизель-генераторных установок, сельскохозяйственной и специальной техники.

В числе основных направлений социальной политики предприятия: обеспечение достойного уровня доходов работников, поддержка ветеранов. Предприятие сотрудничает с учебными заведениями г. Шадринска, финансирует спортивные клубы, содержит санаторий-профилакторий, поддерживает деятельность Дворца культуры, стадиона «Торпедо», детского загородного лагеря «Салют».

На хранении в архиве имеется фонд Шадринского автоагрегатного завода. Документы деятельности завода за 1941-1976 гг., по истории завода по 1986 г.

И.С. Дегтярёва,
Начальник отдела ГКУ "ГАШ" 

  •