Приветствуем Вас на сайте ГКУ "Государственный архив в г. Шадринске"!




Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

5 декабря 2021 г. – знаменательная дата  в жизни г. Шадринска. Градообразующее промышленное предприятие горно-металлургического холдинга УГМК АО «ШААЗ» празднует свой 80-летний юбилей. История Шадринского автоагрегатного завода им. Сталина началась в далекий 1941 г., когда в целях обеспечения фронта правительством СССР было осуществлено огромное по своему масштабу перебазирование промышленности из прифронтовой полосы на Урал.

Так, 10 октября по решению чрезвычайного органа управления Государственного комитета обороны часть цехов Московского автозавода им. Сталина и его филиалы – Московский карбюраторный завод и завод вспомогательного оборудования были эвакуированы в г. Шадринск в качестве филиала № 5.

5 декабря руководитель Главного управления автомобильной промышленности, советский государственный и хозяйственный деятель  Иван Алексеевич Лихачев издал приказ о создании самостоятельного предприятия – Шадринского автоагрегатного завода им. Сталина. Дата 5 декабря 1941 г. стала отправной точкой  рождения завода.

Размещение заводских цехов происходило в тяжелых условиях. Предоставленные заводу площади территориально далеко располагались друг от друга. Новому заводу были переданы Шадринская городская электростанция, здания прядильно-ткацкой фабрики «Красный октябрь», городской типографии, школы механизации сельского хозяйства, клуба им. Ленина, складские помещения Заготзерно, постройки горпромкомбината. Чтобы помещения приспособить под цеха, в них потребовалось выполнить большие строительные работы. Вся тяжесть переоборудования легла на плечи автоагрегатовцев. Им в помощь из окрестных деревень пришли тысячи женщин и подростков. Совместно с эвакуированными рабочими завода и горожанами смонтировали в неприспособленных помещениях станки, агрегаты, оборудование.          

Поставленные задачи перед местным населением – трудоустроить, обеспечить жильем и питанием прибывших кадровых рабочих и, главное, в немыслимо короткие сроки запустить производство промышленности - решить удалось.       

Завод был развернут в составе следующих основных производственных цехов: карбюраторно-арматурный, радиаторно-прессовый, второй инструментальный, деревообрабатывающий, термический; цехов вспомогательного производства: капитального и текущего ремонта, инструментально-штампового, чуть позднее - первого инструментального, теплосилового, калибровочного, использования городских отходов, электростанция.  

С начала 1942 г., несмотря на трудности, - нехватку электроэнергии, систематической задержки поставок комплектующих деталей, недостатка материалов, оборудования, производственных площадей, вновь созданное предприятие выдало большую партию продукции, в том числе военной. Это радиаторы, карбюраторы, воздухоочистители, домкраты, тавот-прессы; боеприпасы – бронебойные снаряды для противотанковых пушек и взрыватели для мин; детали кабины к автомобилю ЗиС - 5. С марта 1942 г. завод начал стабильно выпускать продукцию для фронта.

Работница З. Фатыкова, пришедшая на производство со школьной скамьи, вспоминает: «В июне 1942 г. начали повсеместно организовываться фронтовые бригады. В моей бригаде было 12 девушек-станочниц в возрасте 15 – 16 лет. Работали по 12 – 13 часов в сутки. Задания выполняли на 160-200 процентов. После 12-часового рабочего дня шли разгружать вагоны с углем или строили железнодорожную ветку к заводу. Находили время вести переписку с фронтовиками, ходили в госпиталь к раненым бойцам с художественной самодеятельностью».  

С 1945 г. завод полностью перешел на выпуск автоагрегатов. Проведены первая и вторая реконструкции завода, построены новые цеха (термозаготовительный, литейный, дереврообрабатывающий), производственные корпуса; запущены агрегатные станки; освоены новые изделия (гидродомкрат, рычажно-плунжерный шприц, новые виды карбюраторов, бензонасосов, радиаторов и др.); построены ЛЭП Каменск-Уральский – Шадринск; налажен выпуск агрегатов для КАМАЗа (радиаторов, отопителей, подогревателей, гидродомкратов).

К началу 1980 г.: «Шадринский автоагрегатный завод содержит около 70 тысяч кв. метров жилой площади, он построил прекрасный Дворец культуры, профилакторий, в котором поправили свое здоровье более 6 тысяч заводчан. У автоагрегатовцев 4 общежития, 5 детских комбинатов на 840 мест, 3 детсада, 8 столовых и 6 буфетов на 1035 посадочных мест. В 11 пятилетке нужно сдать в эксплуатацию 56-квартирный дом... Заводом благоустраиваются дороги, разбиваются скверы, цветники, начато жилищное строительство, построен автомеханический техникум...».  

В настоящее время АО ШААЗ входит в состав Уральской горно-металлургической компании. Завод занимается производством автомобильных агрегатов для грузовых, легковых автомобилей, автобусов, тепловозов и дизель-генераторных установок, сельскохозяйственной и специальной техники.

Продукция поставляется на конвейеры всех ведущих отечественных автопроизводителей, в том числе тракторные заводы и предприятия по выпуску крупногабаритных специализированных машин. Также запчасти ШААЗ реализуются на вторичном рынке.

Предприятие сотрудничает с учебными заведениями г. Шадринска, финансирует спортивные клубы, поддерживает деятельность Дворца культуры, стадиона «Торпедо», детского загородного лагеря «Салют».

От души поздравляем коллектив и руководство завода с юбилеем! Пусть эта значимая дата станет еще одним шагом вперед на пути освоения новых горизонтов, улучшения благосостояния, увеличения прибыли, исполнения всех задуманных планов и проектов. Желаем удачи и процветания!

и.В. Колмогорова,
Гл.архивист

  •