Приветствуем Вас на сайте ГКУ "Государственный архив в г. Шадринске"!

Истории шадринских церквей  после событий 1917 года похожи друг на друга: ограничение деятельности церковных общин Советами, уменьшение количества прихожан, политика на закрытие и, наконец, закрытие их, разграбление и окончательное разрушение.

Примером такой политики  в нашем городе может служить исчезновение Флоро-Лаврской церкви.

Находилась она в старинной березовой роще, там же в роще, рядом с церковью было кладбище.

В книге « Храмы Шадринска»  подробно  описано, какой была Флоро-Лаврская церковь, вот краткие сведения, взятые из этой книги: « Основана в самом конце ХУIII века. Сначала  была построена деревянная, в 1860 г. заложена новая каменная… Церковь располагалась в северо-западной части города на северной стороне большой площади.…Очень выгодному  впечатлению от нее много способствует большая старинная роща, разросшаяся на кладбище. По Флоро-Лаврской церкви, самой высокой из шадринских церквей, была названа улица Флоролаврская, в народном произношении – Фроловская, ныне называемая Красноармейской» .1

Там же сказано, что церковь была разрушена в 1930-е гг. Как, когда точно и кем она была разрушена не упоминается ни в одном местном краеведческом источнике.

В государственном архиве города сохранились документы, которые  дали картину разорения Флоро-Лаврской церкви, позволили уточнить некоторые подробности.

До 1925 г. церковью пользовалась староцерковная община.  В 1925 г. здание церкви переходит в руки обновленческой общины. Была она немногочисленной, и поэтому содержать церковь общине  было крайне трудно. Так за первый год община накопила  300 руб. государственных долгов. Зимой не хватало денег на дрова, в храме было холодно и сыро, от сырости портились не только ризница и иконы, но и стены самого храма.

Ранее пользовавшаяся храмом староцерковная община не единожды обращалась с прошениями в Шадринский горсовет о возвращении её 2000-тысячному (так значится в документах) приходу Флоро-Лаврской церкви, но всегда получала отказ. Церковь до полного закрытия оставалась  у обновленческой общины.2

В связи с подобными жалобами и прошениями, в июне и июле 1926 г. церковь была подвергнута  проверкам. Сохранились два акта обследования: директора Научного Хранилища В.П. Бирюкова и комиссии окрисполкома.

В.П.Бирюков, искренне болевший за сохранение старины, обследовал состояние «церковного архива, библиотеки и историко-художественных памятников». Архив к тому времени оказался разграблен. На библиотеку  нашли опись, где значилось 600 книг, «но на глаз их не меньше 2000», - напишет Владимир Павлович. В процессе проверки в библиотеку Научного Хранилища у церкви было изъято 13 книг и брошюр, имеющих «большой научный интерес». Самыми ценными в церкви являлись, по-мнению Бирюкова, «две громадных размеров иконы уральских мастеров».  «Сад запущен, деревья сохнут или обременены сушью. Старинные памятники чуть не каждый обезображены: части их валяются по сторонам, надписи сорваны и т.д. Особенного сожаления вызывает один высокохудожественный памятник, работы уральских кустарей мраморщиков 1830-40гг.: у него оборваны надписи, белые мраморные доски» .3

Вторая проверка была проведена комиссией окрисполкома «по обследованию технического и хозяйственного состояния Флоро-Лаврской церкви» 31июля 1926 г. В докладной записке об обследовании говорится: «Церковь находится в пользовании обновленческой общины, объединяющей 36 дворов. Материальное состояние церкви крайне плохое. От треб доходов крайне мало. За 1926 г. шесть младенцев окрестили, двух покойников отпели, да три свадьбы обвенчали. Полагающаяся плата священнику, псаломщику, звонарю платится не аккуратно, а то и совсем не выплачивается. Сторожа при церкви нет. В сторожке живет священник. Охраны кладбища никакой не проводится. В церкви все находится в порядке и чистоте.… Лишать общину пользования церковью, никакой хозяйственной необходимости нет.

Внушает опасение действительность исторической ценности имеющегося при церкви парка-кладбища. К историческим памятникам отнесены на кладбище, например, следующие памятники:

1. Мраморный памятник с колонками 1858 г. «1-ой гильдии купеческой жены Фетисовой».

2. Четыре чугунных плиты с 1809, 1797, 1791, 1786 годов, которые свободно могут быть взяты и помещены где угодно, т.к. просто лежат на земле и лишь заросли крапивой.

3. Польский крест-памятник от 1868г.

В самой церкви самым ценным является фарфоровый иконостас» .4

«При упразднении кладбища», В.П. Бирюков  вместе со своими ученицами краеведческого практикума в июле 1928г. составили черновые списки имен, похороненных на бывшем Флоро-Лаврском кладбище. Списки составлены на восемнадцати листах. Они свидетельствуют, что на кладбище покоились  Татневы, Мазовы, Фетисовы, Соснины – это семьи известных шадринских купцов.  Среди захороненных, наиболее часто повторяются фамилии Забегаловых, Вандышевых, Трубниковых, Шешуковых, Малюга.

Кстати, здесь покоился прах деда нашего известного земляка, библиографа Н.В.Здобнова – Евстафия Михайловича Здобнова.5

В начале 1930-х гг. начинается политика на полное закрытие всех приходов, (исключение делается только Воскресенской (Кладбищенской) церкви), изъятие церковных зданий «для нужд индустриализации». К делу закрытия церквей подключаются «широкие слои населения», имеется в виду городские жители. В 1931 г. проводятся собрания, в которых участвуют, якобы, тысячи шадринцев. В результате этих собраний, в решениях Горсовета появляются «наказы избирателей». Так  сохранилась выписка из наказа 1931 г., следуя которой Городской совет решает,  «учитывая острую нужду в школьных и под другие культурные учреждения зданиях добиться закрытия церквей». 6

В 1932 году Флоро-Лаврская церковь  ещё действует,  так на 15 сентября 1932 г.  при Флоро-Лаврской церкви значилось 53 члена общины  обновленческого течения  и 2 служащих культа. В сравнении, например, при Владимирской церкви было 533 члена общины.7

29 сентября 1932 г. четыре церкви, в том числе и Фроловская дали подписку о прекращении колокольного звона, согласно объявления Горсовета.

3 октября 1932 г. заседание президиума Шадринского Горсовета постановило:« Учитывая громаднейший, культурный рост трудящихся города, введение всеобщего семилетнего начального образования, ликвидацию всеобщей неграмотности и малограмотности, необходимость своевременной и наилучшей подготовки  к весеннему севу и уборочной кампании, Горсовет стоит перед задачей изыскания громаднейшей жилой площади для удовлетворения нужд культурно и социально-бытовых учреждений с одной стороны и промышленно производственной площади для ремонта сельхозмашин и орудий. Имеющийся в наличии муниципальный фонд использован на 100%. Одновременно с громаднейшим недостатком  полезной площади для нужд социалистического  строительства, совершенно не используется при наличии 200 верующих здания церквей (Владимирской, Покровской, Собора, Флоро-Лаврской), которые с незначительной переделкой  и небольшой затратой средств могут быть использованы под вышеперечисленные учреждения. Поэтому, выполняя наказ 98% населения города, имеющих право выбирать в Советы, которые единогласно вынесли постановление о закрытии вышеперечисленных церквей, оставив для нужд одну Кладбищенскую церковь. Президиум Горсовета постановил: возбудить ходатайство перед Облисполкомом о закрытии этих церквей с использованием:…Флоро-Лаврской под механические мастерские Зерносовхоза. Представленные сметы  строительным отделом Горместхоза на переоборудование церквей в сумме 10000 руб. утвердить».8

Таким образом, во исполнение решения Городского Совета, Флоро-Лаврская церковь перестала действовать в конце 1932 г.  Церковное здание было передано Зерносовхозу под механические мастерские.

Летом 1936 года здание церкви  начнут разбирать на кирпич.

Остается только предположить, что  к 1936 г. городские власти  уже не нуждались в помещениях и Фроло-Лаврская церковь  к тому времени пустовала.

«26.07.1936 г. Заседание президиума горсовета.  Слушали: О самочинном действии директора завода «2-ой Пятилетки» тов. Новоселова, - выражающемся в том, что он без санкций и решений Горсовета, производит разлом бывшей Фроло-Лаврской церкви. На неоднократные предупреждения со стороны председателя Горсовета, директор Новоселов, не обращает внимания. Свои действия мотивирует тем, что якобы имеется решение Президиума РИК о передаче церкви заводу «2-ой Пятилетки», тогда как официального решения по данному вопросу в РИК не имеется. Хозяином церкви является Городской Совет. Постановили: предложить тов. Олимпиеву (госстройконтролер) на основе имеющихся у него положений, прекратить разломку  церкви, производимую дирекцией завода «2-ой Пятилетки».

2. Точно установить количество полученного  кирпича  от разлома, определить его стоимость и предъявить на эту сумму счет заводоуправлению.

3. Написать докладную записку в ОБЛИК на незаконные действия директора завода Новоселова». 

«31.07.1936 г. Заседание Президиума Горсовета. Слушали: ходатайство заводоуправления  « 2-ой Пятилетки» о продаже им бывшей Фроловской церкви для разборки на стройматериалы.

Постановили: ходатайство удовлетворить.

Поручить определить количество материала предполагаемого к получению от разборки церкви и предъявить заводу счет.

Одновременно предупредить заводоуправление, что без предварительной оплаты за стройматериал, разборку церкви не производить.»

«31.07.1936 г. Слушали: заявление заводоуправления «2-ой Пятилетки» об отводе площади под застройку спортивной, заводской площадки, на территории сада ( у б. Фрол. церкви ) и части территории между ул.Л енина и Октябрьской Революции под застройку спортивной заводской площадки.

Постановили: ходатайство – удовлетворить». 10

«13.09.1936 г. Заседание президиума Горсовета постановляет: в связи с тем, что бывшая Фроловская церковь разобрана заводом «2-ой Пятилетки», за каковую деньги на сегодняшний день не уплачены – поручить зав. горфо тов. Ушакову взыскать средства с завода «2-ой Пятилетки» принудительным порядком (списать с их счетов)».11

«26.09.1936 г. Заседание президиума Горсовета постановляет: решение от 31.07.1936 г.( в части взыскания с заводоуправления денег за разобранную церковь) – ОТМЕНИТЬ. Передать бывшую Фроловскую церковь заводу «2-ой Пятилетки» БЕЗВОЗМЕЗДНО.»12

«26.02.1937 г. Постановление Горсовета: об отмене решения Президиума Городского совета от 22.09.1936 г. о безвозмездной передаче бывшей Флоровской церкви заводу  «2-ой Пятилетки», просить Облисполком об отмене своего указания по данному вопросу».13

«14.04.1937 г. Постановили: вынесенное решение от 31.07.1936 г. отменить, так как завод «2-ой Пятилетки» переданный им сад использует не для культурных целей, а превратил его в стоянку тракторов, а поэтому означенный сад от завода изъять и передать в распоряжение Средней школы. Обязать директора завода имеющийся на территории сада нефтесклад отгородить к 1 мая с.г.»14

14.07.1937 г. «Слушали: об уклонении директора завода «2-ой Пятилетки» от расчетов за использованный материал из госфондовского имущества б.Фроловской церкви.

Постановили: отмечая, что дирекции моторо-ремонтного завода имени 2-ой пятилетки решениями Президиумов Горсовета и Рика было предложено уплатить стоимость самовольно-разобранного здания б. Фроловской церкви; в июле того года дирекции было дано указание Облика произвести уплату. Не смотря на эти указания и неоднократные требования Горфинотдела об уплате, дирекция завода уклоняется от расчетов. Обязать дирекцию завода:

1. Стоимость использованного  стройматериала уплатить бюджету к 25.08.с.г. В случае неуплаты поручить Горфо взыскать в принудительном порядке как платежи, относящиеся к бюджетным доходам.

2.  Оставшийся неиспользованный стройматериал и не разобранную часть церкви передать финорганам как госфондовское имущество.

3.  Указать директору завода тов.Ширшову, что его поведение направленное на невыполнение решений Горсовета, Рика и указаний Президиума облисполкома есть продолжение действий бывшего директора Новоселова о самочинстве и игнорировании органов местной власти и что, при повторении в будущем, Совет вынужден будет привлекать к ответственности.

4.  Оставшуюся не разобранной колокольню от церкви зачислить в муниципальный фонд для устройства водонапорной башни противопожарного назначения. Обязать финотдел передать таковую Горкомхозу.

5.  Принять к сведению заявление тов.Ушакова, что им сообщено Облику о невыполнении указаний последнего дирекцией завода 2-ой Пятилетки».15

«14.09.1937 г. Постановили: удовлетворить просьбу фабрично-заводского комитета о закреплении площади под стадион заводу «2-ой Пятилетки», сохранив при этом в неприкосновенности колокольню и сад бывшей Фроловской церкви».16

«27.11.1937 г. Постановили: разрешить Райфо продать остаток кирпича в оставшихся стенах, без колокольни с зачислением вырученных сумм в горбюджет.»17

«4.04.1939 г. Постановили: бывший сад Флоро-Лаврской церкви передать Дому пионеров, привести его городскому коммунальному хозяйству в надлежащий вид, разрешив для этого реализовать каменную ограду».18

«20.06.1941 г. Постановили: отвести на бессрочное пользование земельный участок войсковой части № 508, для строительства жилого дома…на месте бывшей Фроловской церкви в границах: с юга - усадьба Межрайбазы; с востока - пионерский  сад; с запада - усадьба т. Жукова Б.А.».19

Такова трагическая история разрушения одной из  церквей города, а также кладбища при ней, на многочисленных захоронениях которого были построены жилые дома.

Каким красивым и благодатным был бы наш Шадринск, сохранив, в свое время, а не разрушив многие  старинные памятники архитектуры.

Л.А. Бякова,
Гл. специалист ГУ “ГАШ”

  •