Приветствуем Вас на сайте ГКУ "Государственный архив в г. Шадринске"!




Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

17 (29) октября исполняется 160 лет со дня рождения потомственного Почетного Гражданина, путешественника-исследователя и писателя

Константина Дмитриевича Носилова.

 

«- октябрь, 17. В последней половине 12-го часа родился сын Константин у Масл[янского] свящ[енника] Д[митрия] Н[осилов]а.

- октябрь, 22. Дедушком ичк[инским] свящ[енником] о. Василием Симоновским К[онстантин] окрещен». Так записаны в 1858 году в семейном «Памятнике веры»1 сведения о рождении и крещении третьего сына в семье потомственного священника Дмитрия Ивановича Носилова, служившего в Троицкой церкви в с. Маслянском Шадринского уезда.

Семья Константина Дмитриевича как со стороны отца, так и со стороны матери состояла из священнослужителей. В записях сделанных им в семейном «Памятнике веры» значится: «Со стороны отца моего с. Крестовского священника Дмитрия Иоаннова Носилова прадед мой Рязанской епархии и Рязанского уезда священник Афонасий Васильевич Гулынский. Дети его: ... дочь Анна – вдова священника Василия Иосифовича Букринского, сына священника. У нее сын священник Пермской епархии, Шадринского уезда с. Маслянского Иоанн Васильев Носилов».

Среди священнослужителей фамилии семинаристов часто могли меняться после выпуска как по собственному желанию, так и «назначаться» в награду-наказание, а то и просто присваиваться по названию церкви, в которой служил отец. Так произошло и с фамилией Ивана Букринского.

Мать Константина Дмитриевича, также происходила из семьи потомственных священников Пермской епархии Шадринского уезда по фамилии Трескины, но и здесь произошла смена фамилии на Симоновские. «Священник с. Ичкинского Василий Симонов, уже Симоновский, дочь его священническая жена Иуния Васильевна Носилова, моя мать...». Так писал Константин Дмитриевич в «Памятнике веры» о родословной матери.

Росший в большой семье (11 детей) сельского священника Константин Дмитриевич с детства знал образ жизни и занятия крестьян, интересовался живой природой. Родители поддерживали любопытство детей, поощряли их увлечения и трудолюбие. Позднее воспоминания из детства лягут в основу многих рассказов Константина Дмитриевича («Горе-рыболов», сборники «В снегах», «На охоте» и др.).

На формирование личности будущего путешественника, его образование большое влияние оказал дедушка и крестный Василий Симонович Симоновский, священник с. Ичкинского. В библиографическом очерке К.Д. Донских можно найти описание его необычных увлечений: «Дом его был с особой верхней пристройкой, откуда дедушка наблюдал в телескоп звезды, изучению которых отдавал много времени. Тут же в доме находилась и школа: старик любил обучать грамоте крестьянских детей. В особом помещении во дворе одно время дедушка содержал журавлей с подрезанными крыльями»2.

Возможно, именно увлечения деда привили старшим внукам любовь к природе и естественным наукам. Старший брат Константина Дмитриевича Геннадий окончил Московский университет и стал ветеринарным врачом в Рязанской губернии, дослужившись до чина надворного советника.

По настоянию отца семейства все дети в семье Носиловых получили первые навыки грамоты дома и должны были продолжить обучение в семинарии. Дмитрий Иванович сам был выпускником Пермской епархиальной духовной семинарии, поэтому старший сын Геннадий также был отправлен на обучение в г. Пермь.

В 1869 г. вышло предписание епископа Пермского и Верхотурского Антония, обязавшее священнослужителей подчиненных уездов «детей своих везти в Далматовский монастырь, где их в чтении и рукописи экзаменовать». Успешно пройдя вступительный экзамен, Константин Дмитриевич был принят на обучение в Далматовскую духовную семинарию. Образование в семинарии носило не только религиозный характер. В программе обучения присутствовали предметы нравственного и общеобразовательного курса, такие как греческий, латинский языки, география, арифметика, славянская грамматика, чистописание.

Получив аттестат, Константин Дмитриевич в 1872 г. сдал вступительный экзамен в Пермскую епархиальную духовную семинарию. Курс обучения в семинарии состоял из 6 классов. В первых 4-х классах изучались общеобразовательные предметы (20 предметов), и только 5-й и 6-й классы – специально-богословские. Устав семинарии 1867 г. давал возможность выпуска из 4-го класса. Аттестат приравнивался к гимназическому, чем и пользовались те, кто не хотел получать священнический сан.

В Пермских епархиальных ведомостях за 17 июля 1874 г. выпущен «разрядный список учеников Пермской духовной семинарии всех классов, составленный на основании испытаний, бывших в июне месяце 1873 года, с средним баллом по успехам». В этом списке присутствуют братья Носиловы. «III класс нормальный. ... 17. Геннадий Носилов: должен держать переэкзамен по Математике. I класс параллельный. ... 30. Константин Носилов: должен держать после ваката (каникул) переэкзаменовку по Немецкому, Греческому языкам и Истории»3.

Константин Дмитриевич не хотел получать сан священника, поэтому закончил семинарию в 1877 г., выпустившись из 4-го класса. Не став продолжать обучение по какой-либо узкой направленности, Носилов отправился на Урал. Его путь можно отследить по публикациям в местной прессе. На страницах первой частной газеты г. Екатеринбурга «Екатеринбургская Неделя» в 1879 г. вышла статья Носилова за подписью «из Соликамска».

Болезнь матери, Иунии Васильевны, заставила его вернуться к семье в с. Крестовское. Дмитрий Иванович Носилов был переведен во вновь построенную Иоанно-Предтеченскую церковь в 1875 г. После смерти матери, в апреле 1881 г., Константин Дмитриевич начинает подготовку к первым длительным экспедициям на Северный Урал.

Значительную часть своей жизни Носилов провел в путешествиях и экспедициях. Он исследовал территории Северного Урала, Ямала, провел 3 года на о. Новая Земля, бывал в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии, на Алтае, в странах Западной Европы, Казахстане, Китае, Египте, Палестине. Его путешествия и исследования были отражены во многих статьях, очерках и рассказах, печатавшихся в различных изданиях, как в России, так и за рубежом.

Проводя большую часть времени в разъездах, Константин Дмитриевич долгое время не имел семьи и собственного дома. Лишь в 1898 г. в «Памятнике веры» появилась запись: «- июнь, 7. Константин Дмитриев Носилов вошел жить в новый свой дом, выстроенный близ деревни Боровой Крестовской волости».

Место для постройки дома было найдено Носиловым случайно во время охоты. Местность представляет собой почти ровное открытое поле и молодой сосновый бор. Арендовавши у жителей д. Боровой (Шляпиной) на 25 лет это место, а также реку и прилегающие заливные луга, Константин Дмитриевич построил дом, дав название усадьбе «дача Находка». В последующие годы, в свободное от экспедиций время, Носилов активно занимался домом и садом. Была устроена оранжерея, заложен яблоневый сад, произведена посадка аллей из хвойных и лиственных деревьев, например, кедра и лиственницы. Одна из хозяйственных записей в дневнике: «Закуп: акация 28 кустов – 15 рублей, сирень – 2 – 2 рубля, вязов – 17, жимолости – 12, яблонь – 4»2. Заведено большое количество пчел, к 1906 г. их количество достигло – 100 ульев. Обустроен пирс для парового катера «Ялмал» и парусно-моторной яхты «Салетта».

Прилегающие к даче земли были богаты на торфяные залежи, разработкой которых Носилов занимался с 1904 г. Из заявления в Шадринскую земскую Управу: «Желая заняться разработкою торфяной залежи, находящейся около д. Боровой, Крестовской волости, Шадринского уезда на месте опытных показных работ по добыче Земства, ныне прекратившихся, я имею честь просить сим заявлением Шадринскую Уездную Земскую Управу уступить мне находящиеся там инструменты и постройки ...

Подпись: 1904 года января 12 дня. Потомственный Почетный Гражданин Константин Дмитриев Носилов»4.

Занимаемая площадь пахотных земель позволяла выращивать зерновые культуры и картофель. Совместно с уездным агрономом Константин Дмитриевич проводил и экспериментальные посевы различных культур и трав. Из доклада в Шадринское уездное земское собрание: «На Крестовском поле люцерна заметно пострадала от весенних заморозков..., такое же явление с посевом люцерны наблюдалось и на заимке г. Носилова»5.

В 1904 г. о. Дмитрий Иванович Носилов, выходит за штат (пенсию), отслужив 50 лет в сане священника, и переезжает к сыну на дачу «Находка». Вскоре после переезда отца, Константин Дмитриевич начинает строительство часовни. Место под постройку было выбрано на берегу реки. В начале 1906 г. был составлен план строительства и получены разрешения, а 25 июня часовня была готова к освящению. План часовни был взят Носиловым с часовни построенной князем Ширинским-Шихматовым в его имении в Тверской губернии. Освящение часовенки в честь Святой Троицы проводит сам о. Дмитрий Иванович.

Первая встреча с будущей женой, Дарьей Романовной Никитиной из с. Маслянского, состоялась в октябре 1911 г. когда она пришла работать на дачу экономкой. Поженились они лишь в 1916 г. Венчание прошло 15 мая в церкви на Крещатике в г. Киеве. После венчания Носилов с женой посетили Киево-Печерскую лавру, и отбыли на отдых в Херсон. В 1918 г. в семье Носиловых рождается первый ребенок – сын Виктор, а в 1921 г. – дочь Юния, названая в честь матери Иунии Васильевны.

Константин Дмитриевич был человеком образованным, а также знаком со многими людьми из правительства, поэтому он понимал что, политическая ситуация в стране резко изменилась. В 1918 г. он продает все свое имущество в г. Шадринске и увозит семью сначала в Ялуторовский уезд, а затем на юг страны в местечко Пиленково.

В первые годы Советской власти научные разработки и опыт Носилова привлекли внимание нового правительства. По вызову центральных властей 13 мая 1920 г. Константин Дмитриевич уехал в Москву для участия в работах по Северному Морскому пути. В 1921 г. Носилов был назначен руководителем Ямальской полярной экспедиции и активно взялся за её организацию. Но здоровье не позволило ему осуществить поездку. В 1922 г. он приезжает к семье на Кавказ, но лечение и морской воздух уже не помогают, болезнь осложняется и приводит к смерти 3 февраля 1923 г.

До последнего дня жизни Константин Дмитриевич оставался верным любви к Северу и путешествиям. Последняя запись в дневнике за 1923 г.: «Ожидание выздоровления. Стремление на Север и жажда работы для народа. Исповедь... Благословление детей: Виктора – «Будь половину меня» и маленькой Юнии – «Ты ж будешь помнить меня».

Уйдя из жизни Константин Дмитриевич Носилов оставил после себя научно-исследовательские работы по изучению водных путей, которые были продолжены и сыграли заметную роль в освоении Северного Морского пути и богатств северных земель. Так же он внес заметный вклад в литературную популяризацию Севера России. Его произведения в период Советской власти были популярны, много раз переиздавались, они не потеряли своего значения и до сих пор.

1 "Памятник веры, представляющий благочестивому взору христианина празднества, православной церковью установленные святым угодникам Божиим, с кратким оных жизнеописанием; с присовокуплением избранных на каждый день текстов Священного писания, благочестивых размышлений и духовных стихотворений, руководствующих к непрестанному упражнению в Богомыслии" – издаваемая Университетской типографией (Москва) книга с описанием всех православных праздников. После каждого месяца в таких книгах имелись чистые листы для записей личного или семейного характера.

2 ГАШ. Инв. 5616. Охапкин Ю. Зауральский странник. Материалы к биографии К.Д. Носилова

3 Пермские Епархиальные Ведомости. № 29 от 17 июля 1874 г. Л. 291, 298, 304.

4 ГАШ Ф. 492. Оп. 1. Д. 876. Л. 120

5 ГАШ Ф. 492. Оп. 1. Д. 3296. Л. 4.



  •