1802 год 1 октября. Из рапорта Шадринского городского старосты Сергея Хлызова: «Стоящий на реке Исети мост возможно немедленно поправить, а к совершенному исправлению того моста какой потребен лес чинить приготовление. Мост поправлен и состоит ноне к провозу безопасным. До приготовления к прочному и вновь исправление того моста, к мостовому исправлению лесу в продаже не имеется. Он приискивается к доставке и надежные подрядчики. (Ф.474. Оп. 1. Д.34. Л. 123.)
Мост первоначально содержался на городские доходы. Потом, с 1849 г., когда утвердилось конно-верховое почтовое сообщение г. Шадринска с г. Челябой, ремонт его и содержание деревянной набережной отнесены на счет сумм земского сбора. После уничтожения в 1859 г. почтового сообщения, мост опять стал содержаться на городские доходы. Ежегодно ремонт его обходился в 80 руб. серебром..Кроме того имеется небольшой мост через р. Канаш и два мостика через лога, все деревянные, содержатся так же на городские доходы, ремонт из незначительный.Ф.473. Оп. 1. 2135. Л. 48-48 об.
14 июля 1823 года. Указ его Императорского Величества о том, что содержание мостов дело дорогостоящее и «должны быть утверждены сборы за мосты и перевозы в пользу города или переправы.(Ф.474. Оп. 1. Д.143. Л. 401, 406.). В документах Шадринской градской думы имеется на хранении такса «о сборе через реку Исеть за перевоз партикулярных людей с возами или на простых телегах, с лошадьми, накотнах и пеших, и в малых седлах и потому взимать с возу вообще… Один воз с пристяжной лошадью – 60 коп., с порожней телегой или повозкой – 20, с товаром, перевозимых телегой без лошадей с пуда – 4, с бочек и дрожек – 40, с пеших людей не служащих – 2, с бочки вина и водок, перевозимых в телегах без лошадей или без телег – 40 и т.п. Сбора не полагалось с казенного транспорта, курьеров почты и эстафет служащих. (Ф. 474. Оп. 1. Д. 143. Л. 409, 409 об.)
1823г. Перевозками занимались перевозчики на общественных лодках и пароме.(Ф.474. Оп. 1. Д.1706. Л.14-15.).1863 г. – два парома. Лодки-брали плату.
18 июня 1824 год. Предписание Пермского гражданского губернатора Тюфяева в Шадринскую городскую думу об устройстве дорог, трактов, мостов. «Мосты строить с перилами, а не с надолобами самой лучшей отделки и чтоб верхние брусья были квадратными, нижние в диаметре- не менее четырех вершков. Стойки под ними такой же толщины, одна от другой не более двух аршин и с внешней стороны совершенно ровные все подпорки. Вообще все мосты должны быть параллельны дороге и не имели бы, как-то я видел, в некоторых из них по средине возвышений, представляющих их горбатыми. Для единообразия в постройке мостов предлагается с его план. По правилам 1819 г.». (Ф.474. оп. 1. Д.150. Л.232, 232 об.
В следующем предписании объяснено какие должны быть мосты? «В разрешение сих вопросов приписываю:
1. Мосты должны быть 4 сажени в проезде, как на плане показано.
2. Ежели лес на мостовины будет такой длины, что можно на нем утвердить перила, а за ними и подпорки, то рубить его будет не надобно. Для большей прочности брус посредине положить нужно.
3. Чем лес на мостовины будет толще, тем лучше и прочнее.
4. Перила делать высотою полтора аршина и сверх того.
5. Ежели где прежде получения плана мосты уже сделаны или прежние ещё совершенно прочны, и перила совершенно прочные, то там никаких перемен не делать ежели на мостах не перила, а надолбы, то сии снять и построить перила по плану. И ежели мосты хоть бы вновь сделаны, нео с возвышениями посредине, то сие возвышение снять же до новой постройки мостов, все сделанные должны остаться той же ширины, какую имеют. Губернатор Тюфяев. Там же. Л. 235, 235 об.)
Здесь в городе чрез протекающую реку Исеть мост содержателями оного господами Шадринскими 1-й гильдии купцами Фетисовыми сообразно плана исправлен. В градском же выгоне через протекающую речку Канаш по лежащей сельской дороге, стоящий мост надлежит по неудобности перестроить. Там же. Д. 150. Л. 245 об.
В сентябре 1824 г. снова приходит предписание от Пермского «гражданского губернатора и кавалера» с утверждением размеров перил мостов: вышиною 2 аршина,, до поверхности верхнего бруса две поперечные перекладины и третий брус. (Д. 150. Л. 247.)
В 1871 году начальник Шадринской Уездной команды донес Пермскому Губернскому Воинскому Начальнику о том, что «во вверенной ему команде много нижних чинов заболевает, так в 1871г. 26 человек находится в городской больнице, большая часть из них одержима послабляющими горячками» В 1870 «более половины наличного числа болело». Казармы этой команды построены «около проточного рукава реки Исети и болотистых мест, и вода в означенных рукавах которою пользуются нижние чины постоянно покрыта плесенью и меет от этого гнилой запах и вкус, не смотря на очищения ея водоочистительною машиною». Предложил властям г. Шадринска найти средства к очистке рукава реки Исети «шириною до 40 сажени глубиною более трех аршин», недалеко от городского предместья Калиничева. В присутствии Городской думы были сделан пробы и дума определила, что вода «гнилого запаса и вкуса не имеет и совершенно годна для питья и приготовления пищи». Ф. 473. Оп. 1. Д. 8. Л. 3, 3 об.
1844 год. Из предписания Пермского гражданского губернатора о том, что предполагается выделить на постройку нового моста 2951 руб. 6 копеек. (Ф.474. Оп.1. Д.454. Л. 61/).
1849 год. Составить смету на ремонт разрушающегося моста Починка свай, откосин, мостовин, В октябре 1849 г. произведена починка под наблюдением гласного Абрама Попова. 474. оп. 1. Д. 645. Л. 2, 6.
Весна 1856 года. Смета на исправления моста через реку Исеть, разрушенного разливом этой реки в апреле 1856 г. «Разрушен так, что от него остался один разбитый помост» Ф.474. Оп. 1. Д. 751. Л 6. (Смету на ремонт составил гласный Павлов: сваи, бревна, гвозди)
1861год: 782 дома, из них 30 каменных,752 деревянных. Жителей – 5786 душ
Весна 1862 года – большой разлив воды, ремонтировали городскую плотину (следили за ее состоянием). Перевозами занимались и на госуд. лодках и крестьяне. Плату брали.
18 октября 1866 года, из письма Шадринского городского исправника: «Из Временный наплавной мост, построенный городским обществом «на опасном положении. При провозке нескольких телег, он погружается на аршин и более, соответственно тяжести груза». Мост более двух телег не может удержать. «В базарные дни люди с лошадьми и телегами буквально тонут, не имея возможности и опаздывают на базарную площадь часов на 4-6.». Приходится следить за порядком на мосту. Барахтаются по часу в воде. От неисправности моста могут быть и несчастные случаи».(Ф.474. Оп. 1. Д. 1055. Л. 10-11.).
Тот временный нужда в Настоящем и прочном мосте. За плотиной через реку Исеть следил господин исправник.
Деревянный мост существовал около 30 лет (474. 1. Д.1108. Л. 7.)
1867 год, Письмо Шадринской городской думы гласному Филипу Соснину 9 июня по произведенному свидетельству архитектором Шабуниным исследованныю о причинах разрушения набережной и повреждения моста: «разрушение набережной произошло от того, что главный фарватер реки Исеть, разделяющейся против г. Шадринска на несколько разливов, проходивший прежде у правого берега реки_ противоположного городу и вновь устроенной набережной, возле которой вода протекала в небольшом количестве и тихо, а в летнее время течение и совсем прекращалось. Предпоследним полноводием винокуренным заводчиком Поклевских-Козелл(…) направлен исключительно по рукаву, протекающими возле набережной и города, для чего три прочие рукава выше набережной перехвачены плотинами с целью доставить более воды винокуренному заводу, расположенному в конце города, по течению – ниже набережной. Направленная таким образом в одно место вода, будучи, сверх того, задерживаемая во время полноводия сгрудившимся в том же малом пространстве льдом, получила усиленную скорость и громадную силу и, не имею, достаточного, по массе своей, естественного прохода, прорыла грунт, в котором положено основание набережной и существовавшего тут же через реку Исеть моста и разрушила то и другое.
По рассмотрению изложенных обстоятельств Губернское Правление полагает, что Шадринское городское общество дозволило заводчику Поклевскому-Козелло пресечь течение трех фарватеров р. Исети против г. Шадринска и направить воду по одному, в видах устранения крайнего недостатка воды для города в летнее время, когда в этом рукаве вода почти пересыхает ...Повреждения в ней и городском мосте произошли именно от означенных запрудов руково р. Исети, чрез что все течение направилось к одному городскому берегу, тогда как до означенного устройства, вода в половодье разливалась по ровному пространству противоположного берега, ксасаясь городской стороны лишь слабым током, при каковых условиях и устроена была набережная». ...Бывший Городской Голова Черепанов произвел работы по устройству набережной и после чего она была передана в ведение Городского общества. « Следовательно, по вышеозначенным причинам, исправление повреждений набережной, происшедшее от распоряжения Городского общества, направить струю течения реки к городскому берегу, в видах собственных своих выгод, не испросив на это предварительно разрешения Губернского начальства, должно быть предоставлено Шадринскому же городскому обществу с тем, чтобы оно приняло меры к предупреждению дальнейшего повреждения берега, особенно той части, которая касается здания тюремного замка. А потому Губернское Правление определило: дав знать о сем Городской Думе предписать – принять меры к определению дальнейшего повреждения берега реки Исети, особенно той части, которая касается здания тюремного замка, для чего и препроводить составленную архитектором Шабуниным пояснительную записку о новом укреплении берега и устройстве моста чрез р. Исеть, с тем, чтобы Дума о последующем донесла губернскому Правлению.
Вследствие сего указа, Городская дума предписывает Вам, при содействии общественного чертежника Кандакова, немедленно, по прилагаемой проектной записке архитектора Шабунина, составить смету на постройку набережной вместо разрушенной, предложить на эту постройку весь лесной материал из выгонной дачи г. Шадринска, по составлению, представить смету в Городскую думу. (Ф. 474. Оп. 1. Д.1108. Л. 7-10).
1867 год. «Временный наплавной мост при нынешнем чрезвычайном разливе частию совершенно разрушило». Сообщение города с заречной стороной затруднено. Городской Голова Щекин предложил немедленно сделать смету на постройку нового временного моста на сваях. Из экономии употребить лес из оставшегося наплавного моста и обгорелого леса из Городских дач. Смета на постройку временного моста через р. Исеть на сваях была составлена. ( 474. Оп. 1. Д. 1110. Л. 107, 109).
В 1867 году была разрушена набережная реки Исеть «вследствие большого водоразлития». Постановили постройку новой Набережной хозяйственным способом на сумму 2500 руб. в 1872 г. и от пожертвований от господина Надворного советника Поклевского-Козелл городского общества. Лес вырубить с вновь проектируемых для распространения города селитьбенных мест из городского выгона. Но в 1872 г. к исправлению набережной не приступили.
1873 год. Был большой разлив реки, льдом была разрушена часть моста «на протяжении до семи сажен и унесена течением, несколько свай, установленных впереди моста, сбито льдом и так же унесена течением. Берег реки по левую сторону моста против тюремного замка размыло на большое пространство и одна из рыбных лавок залита водой». А через мост производится сообщение города с заречною стороной, откуда бывает главная доставка в город предметов продовольствия. «Для ускорения сухопутного сообщения было выделено 300 руб., лес был взят с места, выделенного для нового городского кладбища. (473. 1. Д.74. Л. 7 – 810 об)
1879 год, 11 апреля. Укрепили набережную р. Исети против здания бывшей Городской больницы. Нынешним весенним разливом, какового уже давно не было, почти совершенно разрушен городской мост. Чтобы не замедлилась постройка моста и не расстроилась бы от того Петровская ярмарка в конце июня, от чего может последовать ущерб для городских доходов. Вырубать строевой лес около песочных ям, против прежнего городского кладбища и на вновь выделенном селитьбенном месте. Постройка временного наплавного моста, вместо разрушенного постоянного моста. На заседании думы было представлено два чертежа: на постройку постоянного моста через р. Исеть и временного наплавного. Работы уже начались. Для неглубокого места реки могут быть приглашены и неспециалисты. На постройку постоянного составить план и смету. Сумма взять из остатков городских доходов от 1878 года. «Для осмотра и избрания» места под постройки наплавного моста были приглашены Городской Голова Добрынин гласных: Соснина, Лисихина, Плотникова, Галюкова и Анциферова и др. сведующих людей. После осмотра составили акт. В котором указывалось, что более удобное место для постройки наплавного моста в одно звено на протяжении 25 сажен возле разрушенного ныне постоянного моста. Спуски с берега на мост «сделать из накатника со свайными закрепами берега». Господину городскому технику предложить сделать два плана постоянного моста.Строительство было поручено члену городской управы К. Михайлову. На постройку временного наплавного моста Михайловым.На время постройки было решено Шадринским уездным исправником нанять два парома с достаточным числом рабочих. Перевоз проводился так же крестьянами-перевозчиками Барневской, Красномыльской и макаровской волостей. Мост построен хозяйственным способом и открыт для проезда к Петровской ярмарке. «Построен он настолько прочно, что по мнению г. Городского Головы , может просуществовать несколько лет. ..(Ф.473. Оп. 1. Д. 431. Л.3-4, 7-9 об.,.13-14, 34-36..)
Был еще укреплен противоположный берег плотины, чтоб весенним разлитием его не размывало. Укрепить плотинным способом «с настилкою чащи и сверху ряжа». Чаща была куплена в д. Мыльниковой у крестьянина Михаила Брякова. Работу решили отложить до летнего времени. Осенью- нецелесообразно, весной может вода все унести. Все сделано весной. ( Ф 473. Оп. 1. Д. 475. Л. 5, 8-9, 20.)
1887 год. Для строящегося нового моста было отпущено 30 дерев тесу Иваном Быковым, из лавки Горбунова шнур тонкий, варовина валковая и тяжевая, канат толстый, мотоузу За рубку леса поденщикам платили 10 коп. за дерево. (473. 1. 788.Л 3-7,).
1887 год. Большое водоразлитие, такого давно не было, нужно обеспечивать «безостановочное сообщение с заречной стороной». Наплавной мост льдом «причаленный канатами» снесло течением до конца города к рыбным лавкам, а деревянный съезд унесло в Мещерский проток, в квартал смрадных заведений, за заимкой купца Юкляевского, Мост сел на мелкое место, вода в этот же день (13 апреля) спала и мост остался на сухом берегу. Часть наплавного моста сняли во время очистки его ото льда. Установили переправу на лодках. Ремонт произвел крестьянин д. Хлызовой Осип Ефимов Ногин за 250 руб., мост был сделан к 20 мая.
1889 год. Ремонт моста
1892 г.воды стало меньше, уровень понизился на 1,5 – 2 аршина.(Ф.473. Оп. 1. Д. 1725. Л. 29.) через г. Шадринск проезжал Господин Пермский Вице-Губернатор, который предложил открыть судоходство по р. Исети до р. Тобол. Осуществлением этого дела заинтересованы как местные, так и иногороднее купечество.. Начать с измерения русла
1896 год. Из письма Шадринского Уездного исправника Пермскому Губернатору: Такса принятая в 1823 г. действовала до 1896 г. «Данная такса устарела и не соответствует своему назначению … Не обнимает всех способов передвижения по сухопутным сообщениям. …Следовало бы сделать и издать новый проект».(Ф. 473. Оп. 1. Д. 1171.. Л. 9-11.). В январе 1897 года был составлен перечень цен (такс) за переправу через плавучий мост:
1. С пеших не служащих – 1 коп.
2. Лошади в упряжи в каретах, колясках, бричках, дрожках и др. экипажах – 12 коп.
3. С товаров, перевозимых в телегах, без лошадей или без телег с пуда – ½ коп.
4. С бочки вина и водок, перевозимых в телегах без лошадей или без телег 12 коп.
5. С карет и колясок, кои принадлежат не служащим – 23 коп.
5. С лошади без упряжи, с коровы и быка – 4 коп.
6. Мелкого скота, исключая перевозимых на повозках – 2 коп.
Сбор не полагается со всех казенных транспортов
(Ф. 473. Оп. 1. Д.1180. Л.27-28.)
1897 г. – Плавучий мост – в Шадринске нет (Ф. 473. Оп. 1. Д.1180. Л. 29.)
1899 год. Из доклада Шадринской городской управы в Шадринскую Городскую думу. «Возведенный в 1887 году мост городским обществом и затем им же капитально исправленный после наводнения 1888 года через реку Исеть мост, пришел в такое состояние, что угрожает опасностью. Вода подмыла левый берег около тюремного замка, необходима капитальная переделка. Обвязка береговых устоев выпучивается по направлению к воде и в нескольких местах. Управа полагает возбудить ходатайство о постройке нового моста на средства дорожного капитала или капитальной перестройки существующего. Тракт от Шадринска до ст. Мишкино признан земством имеющим важное экономическое значение, больше, чем другие тракты. (Ф.473. Оп. 1. Д.1252. Л. 91-91 об.)
1902 г. Доклад Шадринской городской управы в Шадринскую городскую думу.Возведенный средствами города мост чрез р. Исеть расположенный на тракту в города курган, Челябинск и ст. Мишкино Западно-Сибирской ж.д. (…) составляет важное экономоческое значение. Между тем он приходит в такое состояние, что угрожает опастностью и требует безотлагательного капитального справления, Переправа через него может быть небезопасна.: береговые устои подмыты водой,, деревянные обвязки у этих устоев выпучились, порвав железные скрепы.(ф. 473. Оп. 1. Д. 1372. Л. 519 об.)
1903 год. Решенный к постройке мост через р. Исеть должен быть построен по месту, где ныне существует мост, т.е. возле тюремного замка. В то же время Городская Дума, в видах задержания воды на главном русле исети у противоположного берега и с целью большого течения по протокам и ручьям в городском берегу, приняла расход в сумме 2124 руб. 21 к. на возведение переливной плотины на р. Исеть, на местности «Бузань», ниже Тумановского ручья.
После этого, Пермское Губернское земство направление моста изменило, утвердив выход его с устройством дамбы, близ линии 99 городского квартала, по направлению возле паперти соборного храма. Об этом стало известно 30 марта 1905 г. Место выхода было изменено – близ дома Иванова.(Ф.473. Оп. 1. Д.1500. Л. 294-294 об.)
1906 год. Письмо из Дорожного отдела Губернской управы в Шадринскую городскую управу. В 1899 году Шадринская городская управа возбудила перед уездным земством ходатайство о постройке на счет дорожного капитала нового или о ремонте существующего моста у г. Шадринска через р. Исеть, содержимого средствами городского управления. Мост этот находится на дамбе между г. Шадринском и д. Осеевой, содержимое на совместные средства города и уездного земства, составляет въезд на Петропавловский и Челябинский тракты и дорогу на ст. Мишкино, то при отчуждении на строительство был предоставлен весь берег города Шадринска, находящийся как в черте города, так и по городскому выгону до владений д. Осеевой, поставив на свой счет, чтобы земство приняло на свой счет постройку и дальнейшее содержание всей дамбы, с находящимися на ней мостами в том числе и моста у г. Шадринска.
В 1905 году губернская управа приступила к заготовке строительных материалов, Шадринское земство отпустило из городских дач все количество леса, потребное для постройки сооружений.
Долго велась переписка по выборе места. Город настаивал на постройке моста на прежнем месте, а не согласно проекта, мимо паперти соборного храма. Но тогда надо будет менять проект-это требовало доп.ассигнований и начало постройки отложится на продолжительное время. (Ф. 473. Оп. 1. Д. 1500. Л.382-383.)..
1910 г. Произведен ремонт плотины на «Бобровом». Эта плотина ежегодно ремонтируется от повреждений, причиняемых ей весенним водоразлитием р. Исети (ф. 473. Оп. 1. Д. 1699. Л. 269 об.).