Приветствуем Вас на сайте ГКУ "Государственный архив в г. Шадринске"!

Отстроенный заново мост через реку Исеть, с 1920-х гг. стал именоваться городским Осеевским мостом, т.к. соединял город с пригородной деревней Осеевой.

Исетская вода всегда являлась основным источником питьевой воды и воды на хозяйственные нужды. В докладной записке уполномоченного губернской Рабоче-крестьянской инспекции по Шадринскому уезду Агишева В.Н. от 16 июня 1922 г. говорится: «Город не имеет ни канализации, ни водопроводов и даже надежды на устройство таковых. Наблюдение за санитарным состоянием реки, из которой граждане пользуются водой для питья, так же нет. В тех местах реки, где берется питьевая вода, производится и купание лошадей, и стирка белья» (Ф. Р-179. Оп. 1. Д. 27. Л. 14., 14 об.).

Стариков Федот Осипович, так же уполномоченный губернской Рабоче-крестьянской инспекции «произвел осмотр всех водоемов, подъездов и плотов в г. Шадринске. Подъезд в к р. Исети в Тарабаевой  - плот – перила устроены из тонких жердей, плот у водокачки, около почты - необходимо продолжить настил по-направлению к берегу, на плот приходится заезжать на аршин в воде. (...) У рыбных лавок  - плот - необходимо устроить более прочные  перила. У Машуковской мельницы -  переездной мост через канаву - сделать небольшие прорезы для черпанья воды, на Веселухе - плот и мост – исправные. (...). Необходимо при первой возможности устроить плот и подъезды в Калиничевой и у электростанции, т.к. в этих местах города удобных спусков к воде и заездов, не имеется» (Ф. Р-179. Оп. 1. Д. 27. Л. 24.).

Как и прежде, непослушные исетские воды, разливаясь весной, разрушали дамбу, ледорезы, мосты. Ежегодно, уже Советской властью, рассматривался вопрос о состоянии всех речных сооружений, которые требовали постоянного ремонта.

Уже в ноябре 1920 г. встал вопрос об очистке рукава «Канава» р. Исети, в котором «пал уровень воды и сложилась угрожающая остановка для предприятий города, необходимо принятие мер к поднятию уровня воды в ней». Для очистки рукава была избрана «тройка, ответственная за спешное и точное производство работ, в составе тов. Михалева - ответствие за все работы, Уфимцева - техническое выполнение работ по постройке плотины через Веселуху, Горшкова - техническое выполнение работ по прорытию канавы. Инструменты для работ предоставляет Комхоз, он и должен сделать необходимое количество тасок и багров, приступить к работе 27 декабря 1920 г.». 23-24 декабря Петухов, Михалев, Кондаков и Уфимцев произвели обследование р. Исети и её протоков: «Мещерский проток (Поклевская канава) от улицы Володарской до Машуковской мельницы и против заимки бывш. Мазова – промерзла насквозь, против квартала 101 по направлению к деревне Ершовой до русла р. Исеть – тоже промерзла насквозь. Против квартала 81, выше винного склада – также промерзла почти насквозь. На протоке Старопромойницы и Никитинский ручей, идущий от паточного завода бывш. Вишневского по направлению Калиничевой имеется 4 промерзших перепада. По-мнению комиссии, необходимо сделать  плотину на протоке Веселухе примитивным способом на время зимы, а именно: забивкой частоколом ручной бабой из накатника 2-3 вершка на расстоянии 11 сажен с подвалкою соломы и чащи, с засыпкою землей, для чего употребить строительный мусор от магазина бывш. Мокеева, который имеется в достаточном количестве» (Ф. Р-182. Оп. 1. Д. 4. Л. 102, 126-127.).

К 1929 г.  существующий у северного берега ледорез стал «непригоден к дальнейшему существованию», было решено построить новый «по типу вновь установленного рядом ледореза в сезоне 1928 г.». Состояние остальных пяти ледорезов было удовлетворительным, за исключением южно-береговой части. Ледорез был отремонтирован и «принят с недостатками в эксплуатацию», в последствии недостатки:«небрежная обшивка, отклонение свай по отвесу в сторону течения реки, нетщательная отстружка, отделка сопряжения частей»  были исправлены (Ф. Р-219. Оп. 1. Д. 198. Л.. 22.).

В этом же году отмечалось, что «основная дамба находится в непроезжем состоянии, вызывая недовольство населения, дорога по д. Осеевой полуразрушена. Края дамбы необходимо укрепить с помощью фашин, увеличить на 20-30 метров отверстие для пропуска вод р. Исети, установить оградительные тумбы на протяжении всей дамбы в количестве 260 штук. Все вышеуказанные мероприятия исправят числящиеся за адмотделом отбывающие трудповинности» (Ф. Р-219. Оп. 1. Д. 131. Л..14.).

В 1930 г. городской мост «был перестроен с направлением через Банковский проезд, Осеевская дамба укреплена камнем» (Ф. Р-647. Оп. 7. Д. 8. Л. 77.), в 1931 г. был построен новый мост через правый проток р. Исеть (Ф. Р- 647. Оп. 7. Д. 12. Л. 65, 65 об.).

Весенним половодьем 1936 г. были размыты плотины у д. Бакалда и на протоке Веселуга, в результате уровень воды в реке резко понизился и «промышленным предприятиям города, питающимся водой из реки, появилась угроза остановки». На содержание плотин ежегодно тратилось до 10-15 тыс. рублей, что было «крайне нерационально», поэтому ремонт решили провести за счет  заинтересованных предприятий: фабрики «Красный Октябрь», Водочного завода, Электростанции, Горбани, Овчинно-шубного завода, Спиртового завода, Мельзавода № 14. Эти предприятия перечислили суммы на счет стройконторы № 156/1979, которая и провела «смену настила со снятием старого, прибивку кабелей по всему настилу, подтяжку всех ферм», а также построила пристань «у пешеходного моста в центре города» (Ф. Р-647. Оп. 6. Д.9. Л.18-19, 119-120,.184).

Пристань в г. Шадринске была приписана к Нижне-Иртышскому пароходству, имела в распоряжении катера и  непаровые суда (баржи).

В 1937 г. было отпущено 10400 рублей на обновление ледорезов, т.к.  «без ледорезов мосту угрожает опасность» (Ф. Р- 647. Оп.6. Д. 11. Л. 44.).

Весной 1941 г. плотины снова были разрушены. На заседании Шадринского горисполкома было решено: «Ремонт и восстановление примитивных плотин является непроизводительной затратой огромных средств, поручить облплану предусмотреть на 1942 год строительство в г. Шадринске на р. Исети капитальной плотины, (…) и строительство барж при Шадринском Горпромкомбинате: десяти 50-тонных к 15 августа и десяти 100-тонных к 15 сентября» (Ф. Р-647. Оп. 6. Д. 17. Л. 83, 164.).

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. изменила все планы. В 1942 г. в ожидании весеннего паводка, плотину закрыли навозом, очистили водостоки, произвели «околку льда», Горкомхоз обязали изыскать взрывчатые вещества для взрыва льда, метеостанцию - вести наблюдения, директоров предприятий, находящихся в затопляемых зонах – «выделить транспорт для аварийных работ, организовать тройки по борьбе с наводнением, изыскать кули для набивки их песком» (Ф. Р-647. Оп. 6. Д. 26. Л. 78, 78 об.) .

Ежегодно, весной решением Шадринского горисполкома организовывалась «тройка по борьбе с наводнением», члены «тройки» составляли план работы, создавали комиссии по борьбе с наводнением на предприятиях: ЗиСе, ИТК, Спиртзаводе, Мельзаводе № 8, в артели «Путь к социализму» (Ф. Р-647. Оп. 6. Д. 28. Л. 51.).

Надо отметить, что во время Великой Отечественной войны внимание к городскому мосту было усилено: организовались дежурства, ЗИС провел освещение, были установлены «Правила движения по мосту через реку Исеть», по которым «пешеходное движение разрешалось только шагом, группами не более 10 человек, гужевому и автомобильному транспорту -  со скоростью не более 5-ти км в час. При движении придерживаться правой стороны. Воспрещается остановка на мосту, курение, прыгать с моста, движение тракторов только по особым пропускам» (Ф. Р-647. Оп. 6. Д. 35. Л. 416.).

Сохранился отчет  от 19 мая 1944 г. начальника Шадринской городской пристани Севастьянова: «Пристань имеет 3 мотокатера, один - не отремонтирован. Штаты пока не укомплектованы - нет моториста и двух судоводителей. Майский план перевозки грузов сорван. Перевезено только 104 т -21% к месячному плану. Простой - из-за отсутствия топлива. Необходимо принять меры к заготовке чурки. Обеспечить бесперебойную работу в период навигации. Оборудовать пристань на новом месте». Был установлен объем перевозок по р. Исети и р. Тоболу в количестве «1,5 миллиона тонно-километров или 20 тысяч тонн груза при среднем расстоянии пути 75 км, в том числе по Шадринской транспортно-эксплутационной конторе – 12 тысяч тонн. Отпускной тариф по перевозке грузов (зерна, горючего, овощей, пиломатериалов и т.п.) составлял 90 копеек за 1 тонно-километр» (Ф. Р-647. Оп. 6. Д.31. Л. 136.).

На 1945 год было запланировано «строительство мелкотоннажного флота в количестве 8 катеров и 16 единиц несамоходного флота грузоподъемностью в 800 тонн, в том числе на Шатровской судоверфи – 10 барж по 50 тонн каждая и на Редутской верфи – 6 барж по 50 тонн, на  Шадринском Горпромкомбинате - 2 катера. Начальника управления малых рек т. Руголь обязать освоить по реке Исети: от г. Шадринска до с. Кодское, протяжением до 168 км. Стоимость строительства барж резко превышает  типовую сметную стоимость» (Ф. Р-229. Оп. 3. Д. 2. Л. 51.).

В мае 1946 г. из пяти катеров готовы были только три, из девяти барж - четыре (Ф. Р- 647. Оп. 6. Д.46. Л. 321, 321 об.).

Несмотря на нехватку средств, весной 1944 г. был проведен очередной срочный ремонт моста.

В 1945 г. на заседании Шадринского горисполкома было отмечено: «Мост через р. Исеть пришел в ветхость и требует капитального ремонта» (Ф. Р-229. Оп. 3. Д. 11. Л. 182-183.), в 1946 г.: «Состояние мостов очень опасное: разбиты подъезды, пролетные настилы имеют провесы до 30 см прогиба, недостаточное ночное освещение, дамбы разбиты, требуют подсыпки шлака. В дальнейшем при таком положении интенсивное движение не представляется возможным и задерживает перевозки по уборочной. Нужен ремонт» (Ф. Р-647. Оп. 6. Д. 46. Л. 617.). Ремонты улучшали состояние мостов и дамбы, но ненадолго.

К 1948 г. «назрела необходимость строительства новых мостов». Решением этого вопроса занимался Курганский облисполком, помог и авторитет полевода Т.С. Мальцева, который оказывал помощь. В конце 1948 г. в Министерстве коммунального хозяйства РСФСР был разработан проект на строительство моста через р. Исеть в г. Шадринске.

28 января 1949 г. на заседании Шадринского горисполкома рассматривался вопрос о подготовке к строительству моста. Докладывал заведующий Горкомхозом тов. Пайвин: «Выделили 800 тыс. руб. Надо провести подготовительные работы: заготовить и вывести 3,5 тыс. ф/м круглого леса, 1/5 тыс. куб. метров бутового камня и уложить в тело дамбы 30 тыс. куб. метров грунта. Дорожно-мостовая контора не укомплектована кадрами (30 рабочих и то преимущественно женщины) из транспорта всего 2 полуторатонных автомашины и 5 лошадей. Постановили: Разрешить дорожно-мостовой конторе набирать рабочую силу в порядке оргнабора, привлечь транспорт и рабочую силу прилегающих к городу Шадринского, Батуринского, Ольховского, Уксянского, Каргапольского и Галкинского районов, выделить варовины - 0,5 тонн, топоров - 200 шт., пил поперечных - 50 шт., напильников - 500 шт., лопат совковых - 200 шт., фуража овса - 30 тонн, постельной принадлежности - 100 комплектов, сапог резиновых -- 50 пар. Войти в ходатайство перед Советом Министров РСФСР о выделении Шадринской дорожно-мостовой конторе дизель - молота, автомашин ЗИС-5 - 2 шт., самосвалов - 2 шт., автоприцепов ЗИС-5 - 5 шт., авторезины – 12 комплектов ГАЗ-АА и ЗИС-5 - 6 шт. и лесораму» (Ф. Р-647. Оп. 6. Д. 62. Л.86-87.).

В февраля 1949 г. было решено «приступить к подготовительным работам по строительству нового моста через реку Исеть согласно проекта, утвержденного Министерством коммунального хозяйства в срок до 15 марта 1949 г. Запретить дальнейшую эксплуатацию существующего деревянного моста в г. Шадринске, как пришедшего в ветхость и произвести разборку до 20 марта 1949 г. Установить временную переправу. В феврале-марте произвести набор рабочих. Обеспечить рабочих общежитием,  питанием» (Ф. Р-228. Оп. 3. Д. 37. Л. 99-102.).

Однако строительство проходило крайне медленно, не хватало рабочей силы, техники, поэтому планы работ из месяца в месяц не выполнялись, деньги не осваивались, наряды рабочим своевременно не выдавались. «Шадринский горисполком не обеспечил развертывание работ, оргнабор рабочей силы сорван. Вместо 150 человек на строительстве из районов работает только 9. Заготовленные 2 тыс. куб. метров леса – не подвезены. К постройке барака не приступили. Уксянский, Батуринский, Шадринский районы не поставили плотников»  (Ф. Р-647. Оп. 6. Д. 62. Л.480-481.), (Ф. Р-228. Оп. 3. Д. 37. Л. 648-650.).

17 января 1951 г. председатель Шадринского горисполкома Н. Анисимов от безысходности пишет письмо секретарю Курганского областного комитета ВКП(б): «Дорожно-мостовой конторой ведется строительство мостов в соответствии с проектом, утвержденным Министерством коммунального хозяйства РСФСР. Строительство мостов имеет государственное значение, т.к. они связывают с городом ряд прилегающих районов области, с большим движением грузопотока автомобильного и гужевого транспорта. Объем капитальных работ по строительству двух мостов сложной конструкции - подвесные с фермами «ГАУ» ледорезов к ним, выправление дамбы, соединяющей мосты и подходы к мостам, составляют в утвержденных сметных ценах – 3229 рублей. На 1 января освоено 1447 руб. До весеннего паводка должны окончить строительство моста 1-й очереди,  произвести разборку второго моста через правое русло реки, как пришедшее в ветхое состояние, произвести забивку свай, построить временную переправу протяжением 200 пог. метров. Невыполнение этих работ повлечет срыв моста второй очереди и нарушит сообщение. До сих пор остается вопрос нерешенным с лесом и рабочей силой. На строительстве должно быть занято 160 человек рабочих, из них 50 плотников, дорожно-мостовая контора имеет всего 45 человек: 16 плотников, остальные женщины. Своим распоряжением за № 2613 от 9 марта 1949 года Совет Министров за подписью Председателя тов. Сталина И.В. разрешил Шадринскому Исполкому провести в Курганской области организованный набор 150 рабочих – со стороны председателей райисполкомов эти решения выполнены не были.

На выполнение оставшегося объема работ по строительству мостов и переправы требуется леса, отвечающим техническим условиям 3000 куб. метров, из них: на полное окончание постройки моста через левое русло реки и временной переправы – 500 куб. метров и на мост через правое русло реки – 2500 куб метров.

Просьба помочь решить вопрос с заготовкой и отгрузкой леса и выделении 100 человек через Шадринскую исправительно-трудовую колонию» (Ф, Р-647. Оп. 6. Д. 77. Л.27-28.).

Документы свидетельствуют, что строительство новых мостов было закончено лишь  в 1953 г.

В 1957 г. снова проводили «укрепительные работы по дамбе» (Ф. Р-647. Оп. 9. Д. 68. Л.11.).

17 марта 1961 г. на заседании Шадринского горисполкома был рассмотрен вопрос  о строительстве капитального моста из железобетона и металла. Проведение изыскательных работ было поручено государственному проектному институту «Гипрокоммундортранс» Министерства коммунального хозяйства РСФСР. Мостовой переход через р. Исеть в г. Шадринск был выбран в створе ул. Володарского (Ф, Р- 647. Оп. 9. Д.126. Л. 222.).

К концу января 1963 г. проектное задание «О строительстве железобетонного моста с направлением русла реки по левому рукаву, со сметной стоимостью в сумме 1199, 6 тыс. руб., в том числе мост – 558,5 тыс. руб., подходы – 150, 4 тыс. руб., регуляционные сооружения -138,9 тыс. руб. прочие расходы – 351, 8 тыс. руб., было выполнено» (Ф. Р-647. Оп. 9. Д. 159. Л.27.).

В 1963 г. проводили капитальный ремонт деревянных мостов, которые охранялись вневедомственной охраной, не смотря на охрану «произошло загорание сваи». Впоследствии также неоднократно проводились укрепительные работы на дамбе (Р-647. Оп. 9. Д. 159. Л.265.).

Строительство железобетонного моста началось в 1969 г., открытие состоялось 2 ноября 1971 г. Старые деревянные полуразрушенные  мосты просуществовали до зимы 1978 г.

Выявлены также некоторые сведения об очистных сооружениях. Так в  1965 г. на ШААЗе были построены очистные сооружения по очистке хрома и цианисто-содержащих стоков, а так же начато строительство очистных сооружений на общем выпуске в р. Исеть. «Строительство очистных сооружений на Полиграфмаше, кожевенном заводе, Мясокомбинате отстает от производственных заданий. Прачечная воинской части и Хлебокомбинат сбрасывают в р. Исеть по одной системе труб совершенно неочищенные производственные сточные воды» (Р-647. Оп. 9. Д. 201 Л.3-4.).

Л.А. Бякова,
Гл. специалист ГКУ “ГАШ”

  •